Назад в Европу! Часть 7. Италия - Швейцария. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Назад в Европу! Часть 7. Италия - Швейцария.

Начало: Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6.

День двенадцатый. 7.08.2011. Воскресенье.

Близость дороги и моросящий дождь не способствовали крепости сна. Чтобы преодолеть вялость, нужно было с самого утра получить какой-нибудь мощный эмоциональный заряд. Поскольку в Ленно мы остановились случайно, в процессе завтрака я стал штудировать путеводители.
Окрестности озера Комо славятся роскошными виллами. Одну из них – виллу Карлотта – мы проскочили накануне, успев лишь мельком разглядеть парадную лестницу. До виллы д` Эсте ещё не доехали. А вот вилла Балбьянелло (Villa del Balbianello) должна была находиться почти что за углом. По крайней мере, так «утверждал» «Гармин».

Погода была безветренна, поэтому застывшие над озером свинцовые тучи никуда убегать не собирались.

Впрочем, дождя пока не было, и это давало шанс нашей постоянно мокрой палатке маленько просохнуть.
Поначалу мне казалось, что вилла Балбьянелло – это один из особняков, расположенных на берегу озера непосредственно в Ленно. По крайней мере, накануне вечером в полумраке все дома казались роскошными виллами.

Но «Гармин» проигнорировал мои предположения и упорно заставил нас карабкаться по узкой крутой дороге, уходящей вглубь лесного массива. Изрядно взмокнув, через солидный промежуток времени мы достигли условной точки, но не цели нашего восхождения. Показалось, что мы попросту заблудились. Но дорога была одна, поэтому решили идти до конца. В конце концов, даже обычная прогулка по лесной дороге, с которой открывались великолепные виды на озеро Комо, будет полезной для души и тела. Через некоторое время наши физические затраты оказались вознаграждены. Тот факт, что мы оказались у искомой цели, подтвердила пара молодых американцев, которые одиноко стояли у запертых ворот. Информационная табличка гласила, что вход для посетителей открывается в 10 часов. У нас оставалось ещё минут 15 на то, чтобы немного остыть и перевести дух. Через пару минут девственную тишину нарушил натужный рёв двигателя автомобиля, который лихо подкатил к воротам и недоумённо упёрся в них носом. Из-за руля выскочил такой же шумный как и его авто хозяин машины. Они со своей спутницей тоже оказались «американцами» — афро польско-американцами. Полностью игнорируя нас, этот персонаж моментально взял в оборот как, вероятно, казалось ему «родственных душ» — своих «земляков». Он решил им рассказать историю виллы, а затем поведать о своём маршруте. Здесь я уже не удержался и решил встрять в разговор, проинформировав публику о нашем маршруте, чем вызвал уже неподдельный восторг у истинных американцев. Купался в лучах славы я недолго. Через пару минут подкатили представители администрации виллы, но въезд на её территорию оказался перегорожен по милости нашего «героя». Итальянцы еле сдерживали своё негодование. «Поляк» стал лепетать, что он осознаёт свою “mistake”, но их это не устроило, поэтому данный инцидент с истинно итальянским пафосом был назван “big mistake”. После чего ворота снисходительно распахнулись, и нарушителю порядка было дозволено развернуться на территории виллы и отогнать машину под гору. В тот момент мы с Машей, естественно, не предполагали, что через несколько дней окажемся в подобной ситуации.

У посетителей виллы Балбьянелло есть выбор: купить комбинированный билет с возможностью осмотра помещений виллы и садов, либо купить билет для осмотра только садов. Мы выбрали сады.
Вилла Балбьянелло была построена в конце XVIII века кардиналом Дурини, который приобрёл земельный участок на мысу Лаведо. До этого момента здесь располагался небольшой монастырь монахов-капуцинов. Свидетельством их присутствия на этом месте является скромная церковь с узким фасадом и двумя колокольнями.

Стареющий кардинал нуждался в уединённом доме для отдыха и литературного досуга. После смерти кардинала виллу унаследовал его племянник, который превратил её в место встреч масонов. Впрочем, это не мешало ему заниматься дальнейшим обустройством виллы и благоустройством её территории. В течение XIX — начала XX века вилла Балбьянелло, меняя хозяев, постепенно пришла в запустение, пока её не приобрёл американский генерал Батлер Эймс. Именно он произвёл капитальный ремонт помещений, восстановил убранство и сады. Наследники генерала продали виллу бизнесмену, коллекционеру и путешественнику Гуидо Монзино, который возглавлял первые итальянские экспедиции на Северный полюс и Эверест. Монзино вновь восстановил виллу и превратил её в музей. 11 октября 1988 года Гуидо Монзино скончался. В соответствии с его последней волей вилла Балбьянелло, сады и остальное имущество бизнесмена были завещаны Национальному Фонду Италии.
На территорию виллы мы попали, так сказать, с чёрного хода.

Парадными же воротами является маленькая гавань с причалами для лодок.

Это и есть основной путь для попадания на виллу, в том числе и для туристов. Лодки, отправляющиеся из Ленно, швартуются у гостевого причала.

Здесь же находится и мобильная касса.

Скалистые оконечности полуострова ограничивали амбиции кардинала Дурини.


Узость мыса и нехватка земли создавали значительные проблемы в выборе посадочного материала. В результате получился некий компромисс между строгой геометрией сада в итальянском стиле и монументальным характером французского парка.

Прежде, чем понять, что осмотр нужно начинать от пристани, мы в завороженном состоянии неспешно бродили среди всей этой красоты. Минимальное количество посетителей позволило нам буквально раствориться на небольшой территории сада.


Уединение и покой лишь изредка нарушал «сумасшедший» поляк, который периодически проносился мимо, перемещаясь семимильными шагами.
Добравшись до пристани и наглядно представив себе, сколь восхитительные виды на озеро Комо и его окрестности могут открываться гостям виллы в ясную погоду из романтических закутков парка, мы как будто вновь начали прогулку, но уже по «правильному» маршруту.


Снизу хорошо видно, что сады имеют вертикальную планировку.



Огромные платаны, которым придана форма замысловатых канделябров, увиты лозами чередующихся глициний и плюща. Платаны, в свою очередь, чередуются с многочисленными статуями, которые и привносят в парк французский характер.



Рядом с пристанью находится просторная терраса, ограниченная кустарниками лавра и самшита.

Круто вверх взметнулись наклонные дорожки, которые ведут вдоль английских газонов к открытой части лоджии.


Доминантой сада, безусловно, является великолепная лоджия, находящаяся на самой высокой точке мыса Лаведо.

Стены открытой части лоджии и портики украшают причудливые витиеватые узоры из плюща, которые напоминают арабскую вязь.

Вилла и лоджия окружены великолепными лестницами и террасами, которые окаймляются массивными каменными балюстрадами.



Стоит ли говорить о том, что именно с этих террас открываются самые захватывающие виды как на озеро, так и на сады Балбьянелло.



Комнаты лоджии — это два помещения, симметрично расположенные друг против друга. Одна из них отводилась под библиотеку, а вторая являлась музыкальной комнатой. В библиотеке находится коллекция из 4000 редких томов, в основном, по географии и истории путешествий.

А в бывшей музыкальной комнате сейчас содержится обширная коллекция древних и современных карт и старые фотографии озера Комо.

Непосредственно вилла Балбьянелло не представляет собой никакого архитектурного шедевра — обычное 3-4-х этажное здание без каких-либо изысков.


Главное её богатство – это интерьеры и коллекции мебели, гобеленов, ковров, светильников, антиквариата, картин и редких сувениров, которые последний владелец привозил из своих многочисленных экспедиций.
Убедиться в этом мы смогли, пару раз незаметно прошмыгнув через увитый плющом коридор, соединяющий корпуса виллы.



Стоит заметить, что вилла Балбьянелло «пользуется спросом» и у кинематографистов. На её территории проходили съёмки эпизодов таких кассовых фильмов, как «Месяц у озера», «Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов»…

…и «Казино Рояль».

Поляк, наконец-то, где-то растворился. Американцы уже ждали, когда для осмотра откроются внутренние помещения виллы. Мы с ними попрощались, они, в свою очередь, выразили сожаление, что я и Маша не собираемся заходить в саму виллу. В который уже раз, с сожалением покидая ещё одно райское место, я ловил себя на мысли, что и здесь я тоже готов провести остаток жизни.

По проторённой тропе до кемпинга мы домчались практически мгновенно. Палатка, по крайней мере, сверху хорошенько просохла. Быстро свернув лагерь, мы уже в 11.20 помчались в направлении города Комо.
Характер дороги, как и погоды, не меняется. Но в том, что небеса рано или поздно разверзнутся, сомнений нет никаких.


Воодушевлённые и одухотворённые ландшафтами Балбьянелло, мы уже хотим посмотреть и на другие виллы. По пути у нас только одна из них – вилла д'Эсте (Villa d'Este) в местечке Черноббьо (Cernobbio). Она была построена в конце XVI века в качестве резиденции для одного из кардиналов и стала местом отдыха политиков, представителей интеллигенции и духовенства. Периодически переходя из рук в руки от местной аристократии к европейской знати, вилла д’Эсте серьёзно реставрировалась и дополнялась. А итальянский сад был со временем переработан в парк в английском стиле. В конце ХIХ века вилла была преобразована в люксовый отель, где неспешно текла жизнь представителей европейского высшего света. Сохранились эти функции виллы д’Эсте и по сей день. Цены на проживание в гостинице стартуют с 700 Евро за ночь. По версии одного из туристических изданий Вилла д’Эсте занимает пятнадцатое место в рейтинге лучших отелей Европы.
Разглядев нужный указатель как всегда в последний момент, мы на несколько мгновений нарушили привычный жизненный уклад сонного Черноббьо, резко развернувшись через сплошную. После чего лихо подкатили к въезду на территорию виллы д’Эсте.

Собственно, на этом попытка проникновения на виллу на машине и закончилась. Вход на территорию охраняется сродни режимному объекту, поэтому праздношатающимся попасть туда не представляется возможным. Я жестами попросил охранника пропустить Машу, чтобы она сделала несколько фото, а сам остался у машины, чтобы в случае необходимости освободить проезд. Минут через пять охранник, видимо, пожалел, что пошёл у нас на поводу. Он начал нервничать и просил меня позвонить моей спутнице и поторопить её. Но это было бесполезно, поскольку у Маши нет телефона. Отсутствовала она минут 15. За это время Маша успела едва добежать до парадного входа в главный корпус.


А по дороге засняла лишь изумрудные лужайки и цветочные клумбы.




Впрочем, даже то, что она успела увидеть, произвело на неё неизгладимое впечатление. К счастью для охранника, Маша не знала, что на территории виллы есть ещё и шикарный английский парк.
Прежде, чем уехать, мне нужно было развернуться. Для этого я резво вкатил на территорию виллы, где и стал маневрировать. Охранник от такой наглости на мгновение лишился дара речи, после чего стал отчаянно жестикулировать, призывая нас немедленно уезжать. Я не стал долго испытывать терпение этого бедолаги, и через минуту мы уже протискивались по узким улочкам Черноббьо.

Между тем, начал накрапывать дождик, стало резко темнеть, казалось, что пройдёт минута-другая, и начнётся светопреставление.

Но на сей раз бог нас миловал, и около полудня мы припарковались на одной из улиц Комо (Como) – родине римских писателей «династии» Плиниев и физика Алессандро Вольта. Поскольку день был воскресный, интересоваться правилами пользования парковкой я даже и не пытался.

Центр города располагался по соседству. Туда мы и направились по узким до блеска отполированным улицам. Здесь меня постоянно преследовала мысль о том, что мы находимся не на городских улицах, а в каком-то гигантском торговом центре.

Исторический центр Комо сосредоточен вокруг маленьких уютных площадей.


На площади Сан-Феделе приютилась одноимённая базилика XII века. Если не знать, что фасад церкви и колокольня были перестроены в начале прошлого века, можно усомниться в её древности.

Далее мы перемещаемся на элегантную Домскую площадь.

Здесь господствует готико-ренессансный Кафедральный собор с потрясающим по красоте беломраморным фасадом.

Собор был заложен на исходе XIV века, а закончен спустя почти четыре столетия. Безусловно, долгострой, но ведь всё-таки закончен! Поскольку во времена средневековья грамотных людей было крайне мало, скульптурные композиции на фасаде церкви были призваны служить иллюстрациями к сценам из Евангелия.

Увенчан собор высоким восьмиугольным барочным куполом. Именно возведение купола ознаменовало собой окончание строительства всего сооружения.


Внутри собора было мрачно и многолюдно, поэтому детально знакомиться с его интерьерами мы не стали.

Рядом с собором располагается элегантная Бролетто – здание бывшей ратуши. Создаётся ощущение, что она является частью церкви. На самом же деле Бролетто несколько старше. Поскольку Домский собор строился не на голом месте, а на фундаментах более древних церквей, то при его возведении пришлось убрать парочку арок ратуши, поэтому и балкончик на фасаде расположен не на оси симметрии.

Интересно сложилась и «судьба» соборной колокольни. Изначально она была гражданской башней. При возведении Кафедрального собора, колокола с разрушенной древней церковной колокольни решено было «временно» перенести на эту башню. Но, поскольку строительство растянулось на века, временный статус колокольни плавно перешёл в постоянный.

Неспешно перемещаясь вдоль великолепных палаццо, мы дошагали до набережной.


Вроде бы на дворе лето – разгар сезона, выходной день, но никакого заметного оживления не наблюдается.


Лишь немногочисленные пассажиры прогулочных судов снуют с корабликов на причалы и обратно.


Ну, а мы, завершив свой непродолжительный пешеходный маршрут, прощаемся с уютным Комо и берём курс на север.
Ровно в час дня, в который уже раз за поездку, беспроблемно пересекаем границу и возвращаемся в Швейцарию.
Здесь нас, прежде всего, интересует заштатный городок Мендризио (Mendrisio), в котором находится популярный аутлет «FoxTown». С этим аутлетом, в отличие от Метцингена, у нас сразу как-то не заладилось. Где-то с полчаса пришлось рыскать по многочисленным паркингам в поисках свободного места. Но в итоге пришлось оставлять машину в запрещённом месте, правда, далеко не в одиночестве. Затем, вооружившись схемой, мы отправились на обход обувных магазинов, поскольку одежда нас уже не интересовала. Так как этот аутлет специализируется в основном на дорогих брендах, цены, даже с учётом скидок, были соответствующими. Естественно, что, по «закону подлости», подходящий товар оказался в ассортименте последнего в списке магазина. Тем не менее, удовлетворённые тем, что три часа времени были потрачены не зря, мы, перекусив в одном из местных кафе, в 16.30 двинули дальше.

Под унылый аккомпанемент ожидаемо начавшегося дождя следуем в направлении Асконы. Проехали Лугано, который в 1998 году произвёл на меня великолепное впечатление. Но ещё накануне я решил, что придётся чем-то пожертвовать, поэтому едем без остановки.

Дождь постепенно усиливался, и конца-краю ему не было видать. Поэтому в Асконе мы даже выйти из машины не пробовали. Постояв пару минут, решили ехать дальше. Как только дорога стала закручиваться в горы, дождь сменился сумасшедшим ливнем.

Ехать стало реально страшно. Казалось, что потоки воды снесут нас вместе с машиной в пропасть. Маленькие ручейки, струившиеся с гор, в одно мгновение разбухли до солидных водопадов.

Приметив небольшой свободный пятачок на обочине, я решил остановиться и переждать ливень. Где-то через минут сорок, когда интенсивность дождя чуть-чуть спала, мы стали осторожно двигаться. Дорога была неважного качества и крайне узкая. Разъезжаться со встречным транспортом приходилось очень осмотрительно.


В 19.30 мы вновь оказались в Италии – настолько замысловатые дороги в горах.

Через несколько минут, совершенно неожиданно, на вершине одного из холмов показался гигантский собор. Таким невероятным образом нас встретила небольшая итальянская деревенька Ре (Re).

Впечатление было настолько сильным, что мы вынуждены были сделать нештатную остановку, чтобы запечатлеть увиденное на фото.

Оказалось, что эта базилика, построенная в псевдовизантийском стиле, является местом паломничества. Храм Девы Марии-на-Крови был возведен рядом с местом, где в 1494 году случилось чудо: фреска с изображением Богоматери, повреждённая в результате попадания в неё камня, начала кровоточить.
Поскольку мы уже безнадёжно отставали от графика движения, наше нахождение в Ре длилось считанные секунды. При других обстоятельствах храм, конечно же, был бы нами посещён.
Строительство базилики было окончено совсем недавно – в 1958 году. Но, с учётом событий, которые послужили толчком к её возведению, осмотр храма представляет неподдельный интерес.

Преодолев очередной мощный удар стихии, мы, наконец-то, покинули последнюю зону осадков. Как впоследствии оказалось, не только на сегодня, но и на несколько дней вперёд.

С этого момента главной достопримечательностью стало небо. Мы заворожено наблюдали за тем, какие метаморфозы происходили с облаками на краю атмосферного фронта. Временами казалось, что мы стали свидетелями борьбы Добра и Зла.




Меж тем, мы всё ещё находились на территории Италии. И, судя по соответствующим вывескам, места вокруг были «винные».

Вновь в Швейцарию вернулись в начале девятого вечера. К счастью, это была последняя граница на сегодня.

Но это было не последнее событие текущего дня. Нам предстояло преодолеть ещё не самый сложный перевал Симплон, но зато один из самых знаменитых в Альпах.

По мере подъёма в горы, небо освобождалось от облаков (видимо силы Добра на этот раз одержали победу) и стало «светать». Создавалось ощущение, что сейчас не поздний вечер, а раннее утро.

Солнце освещало верхушки гор боковым светом, в результате чего они очень контрастно смотрелись на фоне небольшой облачности.


Снежные шапки суровых вершин благодаря этому эффекту имели золотистый отлив.

Симплонский перевал (Simplon Pass) (2005)нами был успешно покорён в половине девятого.

Температура воздуха опустилась до десяти градусов. Я гордо щеголял в рубашке с коротким рукавом, Маша же моментально утеплилась.

Перевал в течение нескольких столетий имел локальное значение, поэтому инфраструктура вокруг него не развивалась. Так, наверное, он бы и «прозябал» по сегодняшний день, если бы Наполеону не понадобилось в начале XIX века перебрасывать на юг артиллерию. За пять лет стратегическая дорога через перевал была построена.

После этого через Симплон было налажено движение почтовых карет, а для удобства пилигримов – построен хоспис.


В настоящее время символом перевала стал девятиметровый каменный орёл, который был сооружён у перевала в 1944 году. Автор работы – швейцарский архитектор Бауманн, состоял в родственных отношениях с командиром горной бригады, которая, видимо, воевала или квартировала где-то в этих краях. Символом бригады был «Золотой орёл» – отсюда и возникла тема для творчества. В лучах заходящего солнца симплонский Каменный орёл действительно приобретает золотой окрас.

Но мы этого уже не увидели – солнце опустилось несколько ниже.

Стоит добавить, что, несмотря на круглогодичный режим работы перевала, существует и железнодорожная альтернатива. Под перевалом проложен туннель, по которому осуществляется перевозка автомобилей на платформах.

На перевале было светло как днём.

Но стоило нам немного спуститься в долину, как всё встало на свои места.

Спуск оказался более сложным – несколько туннелей, реверсивное движение в местах ремонта. Наконец, где-то внизу замелькали огни Брига. Картина была фантастически красива, но искать место для остановки уже не было никакого желания.
В темноте, полагаясь только на навигатор, мы стали искать ближайший кемпинг. Им оказался «Camping Geschina». Менеджер на ресепшене сдавала свою сменe и подсчитывала доходы. Нам она предложила самостоятельно отыскать и занять любое свободное место.

Жизнь в кемпингах замирает рано, поэтому мы, стараясь сильно не шуметь, быстро «спешились», установили палатку и отправились на разведку. Оснащённость кемпинга, под стать цене, сразила наповал. Об идеальной чистоте санитарного блока упоминать даже не солидно. К услугам отдыхающих были стиральные машины, сушки и стеклокерамические плиты самых современных моделей, что в центральной Европе встретишь не часто. Впрочем, городить пир на весь мир в 10 часов вечера у нас уже не было ни сил, ни желания.
Лёжа в тёплых спальных мешках, мы наслаждались отсутствием дождя и тишиной, которая лишь изредка нарушалась звуком проходящих где-то высоко в горах железнодорожных составов.

Итоги дня: несмотря на то, что мы почти всё время ехали, а не гуляли, день получился одним из самых насыщенных впечатлениями. Проехали 219 км за 5 часов.

Продолжение

Комментарии (14)

RSS свернуть / развернуть
+
4
+ -
avatar

ninvol

  • 21 сентября 2012, 12:08
Сады Балбьянелло, сама вилла, виды с пристани и художественное описание всего этого великолепия ВПЕЧАТЛИЛО!!! Как всегда 5+!

+
1
+ -
avatar

puzzle

  • 25 сентября 2012, 14:03
Спасибо, Нина! С учётом того, что у нас принята 10-балльная система, мне ещё есть над чем работать))
+
3
+ -
avatar

SemenovEA

  • 22 сентября 2012, 19:16
Потрясающие места! И читать, как всегда, очень интересно!
+
1
+ -
avatar

puzzle

  • 25 сентября 2012, 14:01
Спасибо, Евгений! Как Вы, наверное, заметили, во многие потрясающие места мы попадаем достаточно случайно — ноги или дороги сами туда приводят))
+
2
+ -
avatar

SemenovEA

  • 26 сентября 2012, 11:12
Похоже это интуиция настоящего путешественника!
+
1
+ -
avatar

puzzle

  • 26 сентября 2012, 21:04
Евгений, Вы рискуете! Комплиментарность в мой адрес сейчас не в модном тренде. Это может сказаться на Вашем рейтинге))
+
1
+ -
avatar

LiquidCold

  • 25 сентября 2012, 19:18
Я, конечно, извиняюсь, но как понимать знак «магистраль» на синем фоне с ограничением 110? За городом — понятно — 90, по трассе — 130. А где 110? Непонятно.
+
1
+ -
avatar

puzzle

  • 26 сентября 2012, 21:15
Это так называемые «скоростные дороги». На них, по сравнению с «автострадами», более узкие полосы для движения, могут возникать населённые пункты, отсутствовать отбойники и т.д.
Нечто вроде «минки» от Москвы до границы с РБ.
+
0
+ -
avatar

almex58

  • 28 марта 2013, 12:40
Очень познавательный отчет, но на мой взгляд он подходит в раздел путеводитель по стране. Хотелось бы больше конкретики по проезду, оплате, где и как заказать билеты, правила заправки на АЗС в той или другой стороне. Сайт называется автотуристу.
+
0
+ -
avatar

puzzle

  • 28 марта 2013, 14:42
Хотелось бы больше конкретики по проезду, оплате, где и как заказать билеты, правила заправки на АЗС в той или другой стороне.

Данная «конкретика» переливается из пустого в порожнее на сайте изо дня в день.
Цель моих публикаций — показать и рассказать, что в Европе, помимо Парижа, Праги, Вены, Мюнхена, Венеции etc., есть и масса других интересных и нетривиальных мест.
Сайт называется автотуристу.

А мы разве на самолёте перемещаемся?
+
2
+ -
avatar

usnatasha

  • 10 апреля 2013, 15:52
Собор в Ре нас тоже поразил и тоже совсем неожиданно (я о нем только после поездки потом нашла информацию). И прекрасно помню дорогу к нему. Такого страха на этой узкой не очень хорошего качества дороге с крутыми поворотами, нависающими скалами и встречными машинами почти не снижающими скорость, я не испытывала НИГДЕ, даже за рулем в Норвегии. Как вы ехали там в ливень? Уму не постижимо.
+
0
+ -
avatar

puzzle

  • 10 апреля 2013, 19:26
Глаза боятся, а руки делают))
Наталья, на самом деле не могу сказать, что эта дорога была какой-то жуткой. Главное — никуда не лететь и, завидев редкую встречную, вовремя притормаживать. Бывали дороги и пострашнее…
+
0
+ -
avatar

usnatasha

  • 11 апреля 2013, 12:21
Просто пассажиром ехать намного страшнее.
+
0
+ -
avatar

puzzle

  • 11 апреля 2013, 20:13
Совершенно справедливо. Даже в городе в те редкие моменты, когда я бываю пассажиром, мне частенько бывает страшно…

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.