Черногория май 2009 (часть вторая). / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

Черногория май 2009 (часть вторая).

Начало здесь...
Дорога была такая же узкая, но ехали вдоль самого большого озера или болота Балкан – Скадарского. Виды тоже довольно примечательные, фотографий полно. Выехали на трассу Цетинье – Подгорица, буквально через несколько минут были уже в Подгорице и сразу на въезде увидели торговый центр, в котором и походили. Купили немного обновок и поехали в Петровац. Стемнело, по серпантину ночью ехать конечно стремно, но интересно. Заодно нашли дорогу на аэродром, когда поедем со стороны Жабляка. Завтра покидаем гостеприимного Вуксановича и едем к другому черногорцу Войновичу. Вечером по приезду рассчитался с Драгоном, чтобы утром быстро собраться, искупаться в море и ехать на север в Жабляк. По дороге Подгорица, Даниловград, монастырь Острог, Никшичь, Шавник и, наконец, Жабляк.

Будильник завели на 6-30, чтобы собраться, всю ночь болела кожа на стыке волос и лба – сгорел, долбанная Спортландия слала письма о распродаже ветровок – уроды, всю ночь. Утором доели яйца, которые купили в первый день, собрали вещи, написали письмо дочери и поехали. Когда сдавали ключ, Драгана не было, отдали Задранке. Но к счастью по дороге встретили Драгана и поблагодарили его от всей души. Перед прощанием с морем хотелось посмотреть на него, и заодно искупались на пляже Лючица. Довольные, мы поехали в сторону Подгорицы. По дороге на Вирпозар мы ехали впервые в обратную сторону, так получилось, что дважды ехали от Подгорицы к Петровац, и один раз обратно. Заехали в Подгорицу, покатались по ней и поехали в Даниловград. Там протекает река Зета, вода неимоверного цвета, изумрудно-бирюзовая.

Увидели ветеранов, которые отмечали день Победы. Вместо того, чтобы вернуться на трассу Подгорица — Никшичь, мы решили проехать сельскими дорогами в Острог, так сказать посмотреть нутро данной страны. Надо отметить, что вчерашнее путешествие в Ловчен было цветочком, ягодки были сегодня – по ширине дорога не полторы машины, а на одну! Несколько раз мы встречались с другими машинами и еле-еле разъезжались – такая была узкая дорога. В одном месте дорогу нам «перебегала» черепаха. Остановились, сфотографировали и «перевели» через дорогу. Мы вообще очень часто останавливались, притормаживали – Юля фотографировала все подряд от цветочков и красот, до коров и баранов.

В итоге по этой узенькой дороге мы выехали к железнодорожному переезду – как в фильме у Кустурицы. Добрались до основной трассы на Острог, и тут машин стало в разы больше. Наконец приехали к монастырю.

Острог – это монастырь, который является символом Черногории наряду с мавзолеем Негоша и островом Святого Стефана. Он высечен в скале, говорят, но туристы видят только его пристроенную часть – колокольню. И все что печатается в буклетах – это колокольня и пристроенный фасад монастыря. И пускают только туда. Много верующих, богомольцев и паломников, мы среди них чувствовали себя очень неуютно и поспешили покинуть сие святое место. Дальше наш путь лежал в Никшичь.

Индустриальный центр, он и есть индустриальный центр. В центре города стоит самая большая из увиденных нами церквей, может это конечно и не центр, но там был парк и недалеко супермаркет, в котором мы купили никшичского пива, клубники и йогуртов. Клубнику съели сразу в парке, а остальное взяли с собой. После Никшича мы проезжали Шавник. В проспекте сказано, что город классической черногорской архитектуры. Но то что это город очень сомнительно. По тому же проспекту, недалеко то Шавника есть каньон реки Комаринка, и, проехав пару километров, мы обнаружили поворот на него, решили посмотреть. До Камаринки 5 км, но дорога такая же, как и в Острог. Самое удивительное, что везде лежит асфальт, конечно, не сказать что дороги идеальные, но хороши после наших российских. Проехав пять километров мы вдруг увидели мостик через каньон «Невиданно». Когда вышли из машины услышали шум водопада. Он был ровно позади нас! Огромной высоты, как нам казалось, он был изящный. Просто чудо какое-то что мы приехали сюда. Добраться до места падения не смогли, но много фотографий сделали.

Потом поговорили с местным жителем, он узнал что мы русские и рассказал как работал в Москве в Домодедово на обувной фабрике. Поднялись на мост посмотреть на каньон, хотели там перекусить, но к сожаленью вокруг было достаточно грязно. После этого с многочисленными остановками и притормаживаниями мы добрались до Жабляка. Было еще небольшое приключение, когда мы остановились попить йогурта и поесть булок, и просто сидели, смотрели на альпийские луга, около нас остановился джип, оттуда вышли два мужика вытащили стулья из багажника, поставили их на обочину и развернувшись, уехали. Потом рядом с нами оказалась змея, такой клетчатой серо-черной раскраски, и шел мимо парнишка лет 13, которому мы ее показали. Он сразу предложил ее убить, чем и занялся, а мы поехали дальше.
В Жабляке у меня была договоренность с Мисо Войновичем, я примерно помнил по картинке, что его отель находится рядом с въездом в Жабляк. Но решили проехать в город. Городок на первый взгляд небольшой, повсюду строительство, это горнолыжный курорт. Над городом нависает гора Савин Кук. Мисо, или как правильно Мишу нашли с третьей попытки. Сначала заехали в один кемпинг и видимо не так произнесли имя и фамилию и нас послали на другую сторону Черного озера, но мы спросили в городе. Нам указали на то место, где мы были прежде, проехали чуть дальше и нашли с третьего раза. На повороте к Мише спросили мужика, который стоял и голосовал. Но он оказался не местным, а с Кубы! Он нам объяснил, что Куба – это Карибы.
Миша, о оказался именно Миша, а не Мисо, очень гостеприимный, довольно быстро нас заселил, пригласил на ужин или на чай вечером. Бросили вещи и решили выпить пива. И тут нас развезло – Юля улеглась отдыхать, а я разморенный теплом, уселся писать заметки. В планах поход на гору и рафтинг, только вот про рафтинг Юля сомневается, но я думаю, уговорю ее. Юля отдохнула, и я уговорил ее сходить на Черное озеро. По словам Миши примерно 25 минут. Реально мы шли дольше, у него проложена тропа, но он нам не советовал идти прямо сейчас, т.к. уже поздно и быстро темнеет. Но мы настырно туда поперлись. Единственное что нам подпортило путешествие – нездоровье Юли. У нее болел бок, но, тем не менее, мы дошли до озера. Тропа до озера идет через еловый лес, елки нереальных размеров.

Местами на тропе лежал снег, причем на полянках и цвели дикие крокусы. Вышли к кемпингу, и попали на хорошо асфальтированную дорогу, которая и вывела нас к озеру. Чистое и не большое, по всему озеру плескалась рыба, на берегу шумели русские туристы. Посидели немного, полюбовались, написали смс детям и пошли обратно. Быстро начало темнеть, пару раз сбивались с тропы, но к 20-30 пришли в домик. Хотели еще вечером переговорить с Мишей про рафтинг, но он куда-то отъехал, оставили на завтра.
Утром проснулись рано в 6-00, после утреннего чая пошел искать Мишу, оказалось, что я его разбудил. Выяснил у него про рафтинг и договорился предварительно на завтра, приобрел карту, выяснил все красивые места и недорогое кафе с форелью, цены на самогон и домашнее вино. Быстро собрались и поехали лазать в горы. Дорога примерно 5 километров. Там центр лыжного отдыха. По карте нарисована тропа наверх. В горах еще лежит снег, пошли по одной тропе и поняли что не туда. Пошли по другой и опять тупик. Оказалось потом, что тропа поднимается по дороге к подъемникам, и сворачивает левее, но большая ее часть под снегом. Дальнейшие попытки найти тропу не увенчались успехом и решили в лоб напрямик. Сначала дорога давалась легко, с каждым переходом все труднее и труднее, ближе к вершине уже было уже очень трудно подниматься с отдыха, переходы становились короче, а привалы дольше. Было очень жарко, разделись до голого торса. Воду, которую взяли с собой пили по не многу, несколько раз возникало желание вернуться, но вершина манила к себе. И вдруг услышали чьи-то кличи – над нами стояли две козы или два козла, а может пара – коза с козлом, об этом вышел спор, но оба остались при своем мнении. Они перекрикивались и начали от нас уходить. Как смогли, сфотографировали. У самой вершины подъем стал положе, и как-то неожиданно нам открылась вершина. По ходу подъема Юля фотографировала все подряд и на верху просто обомлела. Начали фотографировать на все четыре стороны. И тут нашли тропу – она, оказывается, шла с левого подъема, где лежит снег. Вот почему мы ее не нашли. На самой вершине построены две каменные горки и лежит кучка монет. В основном югославские, русские, евроценты, хорватские куны. Положили наши 5 рублей и пошли вниз по тропе. По дороге опять все фотографировали, увидели наших знакомых животных. Они поднимались на соседнюю, на наш взгляд неприступную вершину.

Спуск оказался легче, до тех пор, пока мы не достигли снегового покрова. Тропа терялась где-то под снегом, и не было никакого желания возвращаться обратно. Решили спускаться по снегу, тем более что уже пару – тройку раз пересекали его. Но тут был более крутой спуск и я поехал. Сидя на левой ноге, загнув носок вверх, чтобы не закопаться, правую ногу вперед как тормоз, руки по сторонам как були. Проехал так участок, больнее всего было рукам. Юля вообще занялась попобордом.

Только промочила штаны. Следующий участок мы решили преодолеть как заправские лыжники – зигзагами. Получилось не плоха, надо будет попробовать покататься на горных лыжах. Ниже уже просто шагали по снегу. Вот это было зрелище – два голых по пояс человека на снегу! Ноги промокли, но мы были почти внизу. Вдалеке гремел гром, надвигались тучи, в итоге в 14-00 мы были уже в нашем номере. Усталые и счастливые мы попили чаю, отдохнули и решили сгонять в Жабляк, погулять, доехать до Черного озера, поужинать в кафе, которое посоветовал Миша.
Еще надо было найти заправку. Проехали по городу, посмотрели дорогу на Майковац, заправку не нашли. Поехали на Черное озеро, вчера посмотрели его мельком и в темноте. Сегодня решили его обойти вокруг. Вторая часть озера с горы нам показалась небольшой, на самом деле она была не меньше чем первая, и как оказалось глубже. И только двигаясь вокруг озера я сообразил, что мы поднялись не на Савин Кук, а на Кулину высотой 2313 метров. А часть озера была скрыта лесом и отрогами Малого Медеда. Экскурсия вокруг озера занимает два с половиной часа, мы гуляли примерно три. Посетили Титову пещеру, где Друг Тито проводил совещание с партизанами, собственно это просто уступ в скале.

Небо затянуло тучами, начал накрапывать дождик, который собирался давно. Скоренько вернулись к машине и поехали искать заправку, спросили местных жителей, нам указали направление на «помпу». Заправка оказалась похожа на остановку автобуса, но там принимали к оплате Визу. После этого поехали в кафе Луна. Миша присоветовал. На первый взгляд все было не очень, но когда подали еду, все встало на свои места. Выпили по 200 грамм белого вина, съели шопский салат, чорбу и жареную местную рыбу, по две штуки примерно по 400 грамм, и все это на 21 евро. Сытые и довольные поехали «домой», по дороге купив кефира и воды. Не смотря на то, что было еще 18-00, ехать уже никуда не хотелось, руки повторно сгорели в горах, лоб начал облезать. Решили смотреть телевизор – первый раз за отпуск. Поставил диск с «Квартетом И» но в самый ответственный момент выключили свет. Свет, правда, быстро включили, но мы уже решили спать. На завтра договорились о рафтинге. Утром попили йогурта – такой густой, что ложка стоит в стакане. До рафтинга было еще пара часов, решили погулять по городу. Сувенирных магазинов не нашли. Вернулись в дом, ждать рафтинга. Миша нас сначала хотел отвезти, но потом предложил поехать самим. Мы в принципе были не против, т.к.могли потом куда-нибудь еще скататься. Он нарисовал нам «мапу» — карту, и мы поехали. Нашли дом быстро, он находился сразу моста через Тару. Мост, конечно, произвел неизгладимое впечатление, но потом, когда мы проплывали под ним, он показался еще больше.

Хозяин рафтинга, Славко, нас уже ждал, мы выпили по рюмке сливовицы, быстро пересели к нему в машину – микроавтобус, который они называют «комбибус», и поехали к началу сплава. Там нас ждали еще двое русских ребят из Омска – Лена и Федя. Они путешествуют на велосипедах, причем привезли их с собой из России на самолете, доехали до Майковаца на автобусе и оттуда стартовали. Хотят за 11 дней объехать Черногорию. Быстро переоделись в неопреновые костюмы, каски, спасательные жилеты и ботинки, тоже какие-то прорезиненные. Сели в рафт – пятиместный и начали сплав. Фотоаппарат мы взяли с собой, по началу можно было фотографировать, а потом пришлось убрать в резиновый мешок.

В целом сплав по Таре спокойный очень. Порогов, на том участке где мы сплавлялись, нет, только перекаты.

Проплыли под мостом, остановились у реки Лютице, поднялись к ее истоку – метрах в 40-50, вода с ревом вырывается из-под горы, причем очень сильным потоком. 2000 литров в секунду! Потом остановились у монастыря святого Архангела Михаила. Монастырем это в нашем понимании не назовешь, просто церквушка сельская, но та живут два монаха и это уже монастырь. Зашли в сам храм, одновременно с нами к монастырю спустилась местная женщина с отарой овец. Монахи угостили нас сливовицей, девчонки сфотографировались с барашками, им дали их в руки подержать. После этого спустились к реке и продолжили сплав. На ровном участке реки искупались, прошли перекаты и причалили в конце пути, где ждал «комбибус». Быстро переодевшись, поехали домой к Славко.

Дорога до трассы была просто непролазная, но дизельный Транспортер прошел ее с почестями, на крыше у него рафт, в котором костюмы и все снаряжение. Дома у Славко нас ждал обед на улице под шатром. Опять сливовица, жареная рыба, картошка и какой-то местный то ли соус, то ли овощная икра…. И тут начался дождь. Гремело уже давно и тучи тоже давно ходили уже, но полил он только сейчас. Поскольку мы были под шатром, нас не очень мочило. Ребятам на велосипедах ехать дальше было бы мокро, и мы предложили им с нами съездить в Плевля. Пока ехали до города, дождь или прекратился или просто его тут не было. Плевля знаменита самым высоким в бывшей Югославии минаретом. Припарковались почти в центре города, купили клубники в магазине и пошли в центр фотографировать минарет. Немного побродили по городу, он не особо похож на туристические города, но кафе на улицах не меньше. Немного покатались по окрестностям в поисках какой-то церкви, но не найдя ее, тронулись в обратный путь.

У моста дождь уже прошел, дорога подсохла и вышло солнце. Сфотографировались с ребятами, попрощались до вечера. Им тоже кто-то посоветовал ехать к Мише. Описали им поподробнее дорогу к Мише и поехали в Жабляк. Я вспомнил, что Миша рисовал на карте Дурмитора место, откуда открывается вид на каньон Тары. Мы въехали в Жабляк и повернули на право сразу после гостиницы «Планинка». И если ехать все время по главной, то в лесу приезжаешь к месту с указателем «Видковац».

Там маркированная тропа, она ведет к вершине, с которой открывается вид на каньон реки Тара. Только начинался дождь, и нам ничего не оставалось, как сфотографироваться и бежать к машине. По пути обратно заехали в супермаркет, купили там йогурта и печива свинского из Негуши, решили привезти домой. Вечером пойду к Мише за вином и грушевой самогонкой.
Миша был занят – он ремонтировал телевизор, старый советский витязь для работников. Но при виде меня, оставил свою работу и пригласил в дом. Прежде чем продать мне все то, что я хотел, он попросил меня написать мой электронный адрес, как меня зовут, и где я живу в свою книгу гостей. Порасспросил про то, что нам понравилось в Черногории, что понравилось у них в Жабляке. Потом начали торговаться. В итоге я приобрел два литра грушевой самогонки из диких груш, два килограмма меда с пергой и пыльцой, с добавлением мятного масла, килограмм простого горного меда. Все это надо было упаковать в чемодан. Я попрощался с Мишей, т.к. завтра решили ехать рано утром. Упаковывание чемодана затянулось допоздна. Спать легли поздно, завели будильник, чтобы встать в 5 утра.
Солнце еще не встало, а мы уже отъезжали. Утром быстренько перекусили и поехали в Подгорицу. Самолет у нас в 15-00, надо было к 13-00 быть на аэродроме, именно так он называется в Черногории. Решили ехать не через Шавник, а через Мойковац. Она оказалась на много лучше. Рассчитывали на красивые виды реки Тара, но утренний туман, который просто укрыл ущелье, не позволил нам насладиться видами. Хотя сам туман был тоже живописен. Дорога от моста шла вся по дну каньона, только после Мойковца она уходит в сторону, но сразу выходит в каньон Морача. И от Колашина до Подгорицы идет вдоль реки Морача. В город Мойковац мы не поехали, в путеводителе нет про него лестных слов, а вот в Колашин заглянули. Проехали по нему кружок, посмотрели – это горнолыжный центр. Вся инфраструктура сейчас направлена на развитие туризма. Красивый аккуратный мощеный брусчаткой центр, красивые домики. Мы просто проехали по центру и покружились вокруг по улочкам. Еще на пути у нас лежала Биоградская гора с одноименным озером. Устоять от соблазна посмотреть озеро не смогли. Оно лежит от дороги в паре-тройке километров. Когда мы приехали туда, там были только рыбаки, которые распределялись по берегам. Сделали одно фото и поехали дальше. Нас интересовал еще монастырь Морача.

Морача больше похож на монастырь, чем св. Михаила. Есть стены, ворота, кельи. Стоит на трассе Колашин – Подгорица, примерно в 20 км от Колашина. Место очень живописное. Мы попали на службу, походили по подворью, очень красивому, убранному и залитому солнцем. На входе в монастырь стоят палатки и столики.

За столом сидели туристы, к сожалению, я не смог определить откуда. Местная работница тоже сидела за столом и пила кофе. Решили проветрить мозг кофе. Две чашки прекрасного вареного кофе, сваренного по сербскому рецепту, пришлись кстати – мы проснулись окончательно и осознали, что уезжаем. Так стало грустно!

Дальше дорога шла по живописному каньону Морача. Мы сделали никак не меньше 20 остановок для фотографий. Подгорица появилась неожиданно. В планах было посетить магазины и потратиться на сувениры и подарки. Центр в этот раз нашли быстро, но на поиски парковки ушло примерно 20 минут. С трудом припарковавшись, не смотря на вторник, пошли бродить по центру. Времени было еще 10 утра и мы успевали. Не буду описывать «шопинг», но в итоге мы ничего не купили! Просто нет в центре нормальных магазинов, или мы не там искали. Время подходило, и я начал нервничать, приняли коллегиальное решение ехать в сторону аэродрома. И тут мы заблудились! Вернее как заблудились: направление вроде правильное, но дорога уходит, а перекрестка все нет. Пришлось вернуться и через город мы нашли дорогу. Я нервничал еще сильнее, у поворота на аэродром были в 12 часов. Это было рано. В соседнем магазине накупили гостинцев – пшрут и сладости. Поехали посмотреть местный гипермаркет стройматериалов. Он оказался маленьким и мы поехали на аэродром.

Машину сдали быстро, переживали, что она грязная и нам на это укажут, но парень понимал, что на севере дожди… зарегистрировались на рейс и стали ждать. После прохождения границы в маленьком «дюти-фри» купили вина Вранац дороже, чем в магазине в два раза – 5 евро, вместо 2,5! Конфеты, кофе и оливковое масло из города Бар. К самолету шли пешком, его подгоняют почти к зданию аэродрома. Взлет, полет с зонами турбулентности, посадка – все прошло быстро. В Москве традиционная очередь на паспортный контроль. Примерно 1000 человек на 8 пограничников. И каждого русского внимательно проверяют – наш ли? Получили багаж и вызвали такси до стоянки – 200 рублей.
Наша машина была вся в пыли и почках, еле протерли стекло и домой. Дома были уже в 2-30 ночи. Так закончилось наше путешествие в Черногорию.