"Автоэкспедиция" на Кольский - мечта идиота? 2009 год июль. / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

"Автоэкспедиция" на Кольский - мечта идиота? 2009 год июль.

Идея попасть на самый край земли была давно, сначала это была Норвегия, но кризис внес свои коррективы. Кольский — это достойная замена. Итак план таков: Поездка до Баренцева моря, до пгт Териберка. Там пру дней, потом на юг, поочередно Ревда и Сейдозеро, Умба и Кузомень, тоня Тетрина, по возможности Соловки. Потом домой! Там где может пройти наша машина, проедем. В Териберке сняли погранрежим, искупаться в океане просто мечта.
Итак, наше путешествие на Север, причем по возможности на самый крайний север европейской части России, было готово, и мы отправились в путь. Накануне, прибрали все дома, доделали дела и 9 августа в 5-00 стартовали.
В этот раз мы опоздали к месту встречи всего на 4 минуты. Начало путешествия ничего особенного не предвещало – дорога была знакома, заранее созвонились с гостиницей РОСТО в Сегеже – забронировали три номера – трех и два двухместных. Всего пред-стояло проехать до первой точки нашего путешествия около 1 800 км. Путь решили раз-бить на два этапа – первый, проехать максимально далеко, второй – бросок до первой точки Путешествия. Первое приключение: На выезде из Костромы нас обогнала праворукая машина с 87 номерами – Чукотка. Второе: в Ярославле закрыли Московский проспект, и мы нарвались на штраф, когда проскочили под знак.
Когда выезжали рано утром, температура за бортом опускалась до 4 градусов, но по мере продвижения к северу она поднималась. В итоге в Карелии в районе Пудожа уже была 23 градуса. А по приезду в Сегежу – 30 градусов. Дорога до Вытегры отличная. За 10 км перед Вытегрой начинается грейдер и потом просто безобразие. Проезжаешь Вытегру, в которой дорога видимо с войны осталась не ремонтированной. После нее дорога просто отличная и портится уже в Пудоже и после него. Поймал парочку ям, удар был чувствительный, но не сильный. В Карелии после Пудожа остановились перекусить. Цель — Сегежа, до нее 1045 км. У Грязовца познакомились с семьей из Мурманска, и они полдороги ехали с нами караваном.
До самой Пяльмы дорога безобразная, потом встречаются отличные участки, которые перемежаются безобразием. В общем, как и планировали, к 19-00 мы были в Сегеже. По дороге вспоминали места, где уже останавливались в прошлое путешествие в Карелию. Гостиницу нашли быстро, спросили пару аборигенов, первая старушка сказала ехать прямо, а там еще раз спросите. Второй – таксист объяснил так хорошо, что нашли быстро. Гостиница – первый этаж школы РОСТО, переделанный в достаточно приличную гостиницу недокласса. Типа общаги, с душем и туалетом на этаже, но чистая.собак пустили без проблем. Поставили машины, бросили вещи в машину и пошли по городу. Городок совершенно непонятный – нет улиц, по крайней мере в том месте, где стоит гостиница. Магазины – совок, много лиц кавказской национальности и гопоты… Перекусили молоком и пошли в душ и спать… Завтра отправляемся в 6 утра, завтракать решили в дороге на перекрестке с М-18, там же и заправимся.
Утром встали в 5-30, быстро собрались и в путь. В 6-30 были на М-18, позавтракали в кафе, я заправился, и тронулись в путь. До Кеми дорога была в принципе знакомая, потом до поворота на Калевалу, а потом начинался новый путь. Дороги в Карелии не то чтобы очень плохие, но и хорошими их не назовешь, в основном плохонькие, особенно после хорошего участка резко плохой… Как только въехали в Мурманскую область дорога началась хорошая, только иногда стояли знаки про неровности, но у них неровностями называется привычная нам Костромская дорога.

У знака Полярный круг фотографировались в майках, температура была + 23 градуса. Но после въехали в полосу дождя. И дождь шел до самого Мончегорска, где мы по-обедали. Дорога сказывалась, начали уставать, когда повернули на Туманный и Териберку, все уже устали. 70 км по прекрасному асфальту, потом поворот на грейдер. На повороте мы остановились и пошли посмотреть тундру. Как ни странно, сразу набрали грибов – боровиков. Они так прикольно растут в тундре, просто во мху. 42 км по грейдеру с камнями и пылью и мы в Териберке. Сначала заехали в сам поселок, зашли в три магазина, приобрели местного мурманского пива. Смотрели на нас как на иностранцев.

Териберка, как и Лодейное, вызвали волну грусти. Она даже заглушила восторг от Океана. Запустенье и нищета. Многие дома просто заброшены и стоят без окон и дверей. Но школа большая и отремонтированная. Немного поблудили по поселку и все-таки нашли дорогу на берег. Если в Лодейном проехать направо между двух желтых зданий, по-том свернуть налево, проехать мимо метеостанции и свалки, то выезжаешь на берег. Можно доехать до первой сопки, дальше только на полном приводе. Остановились на дороге, и пошли смотреть на океан! Нашему восторгу не было предела! Все разбрелись вокруг, рва-ли морошку на берегу, водоросли в полосе отлива, и фотографировались. Это был Океан! Трудно было даже вообразить, что мы на краю земли, и дальше только Океан. Был отлив, мы смогли пройти по перешейку на остров, где сидели чайки. Правда, что это был отлив, мы узнали позже, когда увидели, как полуостров превращается в островок, а потом скрывается под водой.
Поехали искать место стоянки. Дорога была полна валунов. Еле продрались сквозь нее, но потом выехали к такому месту, которое наши автомобили преодолеть не могли. Съехали с дороги прямо в тундру, поставили палатки и тент и принялись за готовку.

Пока Юля готовила ужин, мы сбегали на гору, потом с Саней искупались в Океане! Правда, если быть более точным, это было Баренцево море (внес поправку по настоянию читателя)! Но для нас это был край Океана! (Баренцево море — открытое окраинное море Северного Ледовитого океана) Правда первой искупалась Катя, просто поскользнулась на камне и промочила ноги. Мы с Саней нашли место, где удобно спускаться и искупались. В скалах была такая ванна, спуск и дно были ровные, но мелковато. Мы не собирались плавать, а хотели просто окунуться, а для этого «ванна» подходила как нельзя лучше. Обязательное фото для доказательства, что мы купались в Северном Ледовитом Океане. Начинался прилив.

Я когда лазал на гору, видел водопад. Много я уже прочитал про него и про бата-рею, которая расположена дальше. Завтра пойдем к нему. Гречневая каша с грибами в 24-00, светло как днем, местное пиво и непомерное счастье от пребывания на краю земли и на Океане. Наше путешествие началось.
Утро выдалось сухое и теплое, значит, не обманул прогноз погоды. Вчера легли поздно и все спали. Я наскоро приготовил завтрак, проснулась Даша, Марина и Саня. Остальные вставать не захотели. Мы позавтракали и пошли осматривать окрестности. Вышли в 8 утра, и за три часа осмотрели все вокруг.

Самые известные достопримечательности – Водопад, пляж яйцеобразных камней, артиллерийская батарея. Вся наша вылазка сопровождалась поеданием морошки, которая росла на этих сопках в огромных количествах. Фотографировали все подряд, стремясь запечатлеть каждый шаг наш на краю земли. Дети скакали как козы, но всех удивила такса, которая тоже пошла с нами и скакала, дай боже каждому. На обратном пути искупались в горном озере.

Когда вернулись, девушки остальные проснулись, мы с ними попили чаю, Ксения еще и искупалась в океане. Решили сходить все вместе на водопад, а потом мы с Юлей и Ксеней на батарею. Дорогу я уже знал. Дорога за сопку, у которой мы стояли, выведет вас к водопаду, она уже непроезжая, но проходимая. Мы, правда, не искали легких путей и шли от стоянки через гору. За водопадом будет небольшая сопка, за ней пляж из круглых камней разной формы, а вот потом за еще одной сопкой – батарея. Она видимо охраняла и вход в бухту Териберскую и в соседнюю. На батарее 4 орудия, ржавые и старые. Мы встретили мужичка, он оказался из местных жителей и рассказал, что они времен войны.

Водопад виден сверху с сопки, у которой мы стояли, но не производит такого впечатления как рядом с ним или внизу в ущелье. Девушки долго смотрели на него, ползали вокруг, трогали воду и радовались. После водопада Макаровы пошли к лагерю и Катя с ними, а мы тронулись дальше, пройти через пляж не могли, т.к. выпал дождик и спуск по скале был мокрый и очень скользкий. Пошли в обход по старой дороге. Дорога обрывалась сразу после водопада, через несколько десятков метров. Обрывалась просто в озеро, видимо раньше она была проезжая и вела на батарею. Теперь от нее осталась только тропа вдоль озера.

Макаровы в наше отсутствие сходили в поселок, пытались выяснить где купить крабов или семги, но местные как-то быстро опускали глаза при слове краб, что создавалось впечатление, что все они браконьеры.
Когда мы взошли на сопку, за которой была батарея, обнаружили, что по дороге к водопаду едет Камаз, Урал и два Уазика. Как потом оказалось – МЧСовцы или военные. Спустились мы от батареи к берегу, спугнули стаю чаек, погуляли по скалам и пошли обратно.

Военные уже расставили палатки и спросили, откуда мы, они проводили учения, молодых парней учили пользоваться альпинистским снаряжением. Вторая группа стояла рядом с озером за перевальчиком и собиралась стрелять по мишеням. Нас встретил командир, спросил все ли наши вернулись и просил не ходить в сторону водопада, т.к. будут стрельбы и прилетит вертолет. И началось – вертолет, стрельба – Егор один обрадовался. А потом начался дождь!

Дождь шел, не переставая весь вечер и большую часть ночи. Дети намокли, мы тоже, настроение испортилось. Надо было уезжать, но пока палатки мокрые – не уедешь. Сварили похлебку из собранных боровиков с картошкой, угостили мужиков, которые встали рядом с нами, поели и спать. Мужики сами были кандалакшские, долго не могли разжечь огонь, т.к. плавник был сильно просолен. Ночь прошла в томительном ожидании окончания дождя. Дождь под утро кончился, но стоял туман. Решили пока не срываться с места, но военные снова начали стрелять, над нами над сопкой свистели пули, пошел дождик, и мы стали задумываться, а не уехать ли нам отсюда? В принципе все, что хотели мы увидели, в океане искупались… военные начали стрелять из подствольных гранатометов, дождь не переставал. Попили чая и решили ехать. Собирать в дождь палатку дело не благодарное. Еле собрали, распихали по разным мешкам и поехали. У Татьяны есть приятель по переписке в аське в Мурманске, она с ним созвонилась и мы поехали в Мурманск. Обратная дорога показалась короче и лучше. То ли уже знали, то ли прошел грейдер. Остановились на дороге и насобирали боровиков на ужин.
Станислав встретил нас почти у выезда, устроил нас в квартире родственницы, свозил в порт, где мы сфотографировали ледокол Ленин и пофотографировались с ним. Вече-ром купили на ужин салатиков, пива, горилки. Откушали и улеглись спать – это было что-то. Девять человек в однокомнатной квартире…. Утром проедем по городу, посмотрим памятник защитникам заполярья — Алешу, и в Ревду.

Ночью прошел дождь, утро было мокрое, приехал Стас в 9 утра и мы, позавтракав, поехали по городу. Памятник защитникам заполярья произвел на нас впечатление. А еще порт – впечатлят. В 10 утра мы были готовы покинуть Мурманск и ехать на юг в Ревду. Заехали в универмаг Волна – чистой воды совок, купили сувениры, причем ждали долго открытия сувенирного отдела. Универмаг открылся в 10-00, а сувенирный в 10-30. я, пока ждали, нашел книжный, но он открывался в 11-00. мы походили вокруг, Стас нас уже покинул, дождались открытия магазина, в надежде купить путеводитель по Мурманской области, но его просто не было!

Выехали из города в 11-30 и, купив по дороге вяленого морского ерша, пока разговаривали с мужиками, выяснили, что ТЕриберка правильно называется ТерИберка. Дорога прошла нормально, как я и говорил, дороги в Мурманской области отличные, проехали по ходу РЛС раннего оповещения, сфотографировали ее с дороги. Ревда – поселок, где два градообразующих предприятия – зона и ГОК Карнасурт, где и работали раньше зеки. ГОК строил еще Берия. Добывают руду с редкоземельными металлами – щелочные металлы, титан, тантал и ниобий, или что-то подобное. По дороге спросили местного где можно оставить машину. Он по виду программист – во-первых, принтер под мышкой, во-вторых, отвечал развернуто и обстоятельно, соблюдая последовательность – оказалось можно прямо у рудника.

Так и оказалось – оставили машину у рудника, с нас взяли по 200 рублей со взрослого за сопровождение по территории рудника и даже дали билеты… И мы пошли через перевал Эльморайок. ГОК казался запущенным местом, но не смотря на огромное количество полуразрушенных зданий, гор металлолома, общей неустроенности – он работал. Мы даже с рабочими поговорили, пока собирались в путь у машин. Один оказался родом из Галича. Другой нам подробно рассказал как идти, только потом на месте мы вспомнили его слова.

Погода была солнечная, лишь кое-где ходили тучи. Перевал дался не сложно, но потом дорога была трудна, к тому же пошел дождь. Погода все портилась, кто-то успел надеть дождевик, а кто-то нет, я понадеялся, что дождь быстро пройдет, так и произошло, но он остался на деревьях и я собрал на себя рюкзаком всю воду с деревьев. Дорога при-мерно 9-10 км, как нам показалось, по перевалу, лесу, потом по скальным грядам, пере-права через 6 ручьев, курумники – в солнечную погоду нормально, но не в дождь….

С большим трудом и уставшие мы дошли до озера, где нашли место и быстро расставили палатки и принялись готовить ужин. Ноги у всех промокли, кроме меня, но я был мокрый сам почти до трусов и под конец дня замерз. Быстро поужинали и спать! Сырых вещей было много, и надежда на солнечную погоду была минимальная, но, поев и согревшись у костра, оптимизма прибавилось. Ночь прошла спокойно, все хотели, чтобы завтра было солнце. Место было с кочками, и спали немного кривовато, но в целом нормально. Палат-ку поставили прямо на берегу озера примерно в метре от воды.

Утром прошел дождик, или два, и надежда на теплый день начала таять. Но потом вышло солнце, весь день было тепло и солнечно.

День прошел прелестно – мы стояли на мыске, недалеко от нас река Эльморайок впадала в озеро, небольшой пляж, и болотце с морошкой. Озеро цвело, и было болотно-зеленого цвета. На скале над нами был Куйва. Рядом с нами стояла пара туристов, дальше по берегу еще четверо, потом трое, пришедших ночью из похода вокруг озера, а у реки стоял француз. После завтрака просушили вещи, что-то на веревках, обувь на костре, потом рванули покорять гору Куйвчорр.

Макаровы остались спать в лагере, кроме Даши. По пути к горе встретили несколько стоянок пустых и пару занятых. Подошли к подножью – вспомнился Откликной гребень, та же каменная осыпь. На самый верх не пошли, просто поднялись до места, откуда видно все озеро. По дороге наелись черники и голубики, сначала мы с Юлей полезли вверх, а потом за нами приползли и дети. Вид был обалденный. Сфотографировали, отдохнули, насладились видами, и пошли обратно. Окружающий вид впечатлял – скалы, озеро, лес вокруг, это просто не описать словами, это надо видеть. Вечером уже Макаровы пошли к Куйве.

На следующее утро решили идти обратно. В принципе все мы посмотрели, озеро, Куйву, искупались, только не половили рыбу, так как не хотели тащить удочки. Конечно на Сейдозере гораздо больше интересного, но для этого надо отдельный поход организовать, чтобы посмотреть все. А за три дня мы посмотрели много.

Горы были просто великолепны – плавные очертания, Черные, с зелеными прожилками – они притягивали взгляд. Что удивило — на сколько разные туристы ходят на озеро – есть добрые и приветливые, есть хмурые и неразговорчивые. Самое страшное было то, что я утопил фотоаппарат – пошел мыть ноги на озеро и выронил его из кармана штанов.

Второе утро было солнечное, но быстро натянуло дымку. Сложилось стойкое ощущение, что надо уходить, иначе попадем в дождь. Мы позавтракали, собрались и по-шли обратно. Сначала дорога давалась легче, но потом стало тяжелее. В итоге на перевал мы поднимались почти полтора часа, хотя до него тоже шли полтора часа с привалами. По дороге встретили пару стоянок и три или четыре группы, одну догнали и обогнали. Выяснили, что туда мы шли по неправильной тропе. После спуска с перевала у таблички Национальный заказник Сейдъявврь надо забирать левее. Там дорога идет по скальной гряде, а не по каменной реке, и, не смотря на подъемы и спуски, эта дорога легче. В общем, мы потратили на дорогу почти 5 часов. Детей подгоняло желание поесть в заводской столовой, про которую нам рассказал вахтер на проходной, а нас надвигающиеся тучи. К со-жалению, столовая работала до 16-00. времени было уже 17-00 и мы решили ехать в Ловозеро – столица самого большого района Мурманской области, где есть оленеводческий совхоз, где живут коренные жители – Кольские саамы, а по местному Лопари.
Ехать не далеко – 20-25 км. На карте было указано, что там есть гостиница. Мы нашли ее быстро – прямо после первого вопроса местной тетеньке. Гостиница Коавас – Чум, была на ремонте, но нас поселили – по 400 рублей за койку – Макаровым 3 местный номер, нам 4-х местный. Душ, туалет, горячая вода – все было. В магазине купили соси-сок, пива, молока, сыра и много вкусного. Все сбегали в теплый душ и сели пировать. Девчонки выпили уфимского бальзама, и захмелели. Сосиски у детей пошли тоже на ура. Завтра осмотрим село и поедем на Терский берег Белого моря.