2008 год - Южный Урал... / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

2008 год - Южный Урал...

Участники: моя Семья — Дементьевы — я, жена Юля, дочери Ксения 15 лет, Марина 10 лет, Катя 5 лет. Семья Макаровых: Саша с Таней, дочь Даша 9 лет, сын Егор 1,8 года, племянник Андрей 14 лет. Две машины: Форд Галакси и Шкода Октавия Тур.

14 августа 2008 года мы в 6-00 выехали из Костромы в сторону Южного Урала! Как всегда опоздали к месту встречи! Но ничего – Саня с Таней признались в том, что тоже опоздали! Дорога с Весеннего путешествия совсем не поменялась, особенно у Вешенок в Кадыйском районе, как после бомбежки!
Остановку «пописать, попить» в этот раз сделали поздно – у Мантурова на окружной дороге. Обычно требования начинаются сразу после отъезда, а нынче только у Мантурова. Завтрак совсем поздно – на границе с Кировской областью! Вышел в Интернет и отписался парням! Да еще заезжали в Шарью, смотрел месторасположения базы и звонил Гедеоновичу – оценил на 4 с минусом, три с плюсом! Пошел есть, пока не сожрали все!
Движение было традиционное – я на флагманском корабле впереди, Саня на эсминце сзади. Один раз глядя в зеркало заднего вида, увидел догоняющее меня такси… Это был Саня и на горке за ним простой грузовичок оранжевого цвета – как вывеска такси с шашечками. Вторую стоянку объявили после Кирова.
Дорога до Шарьи – плохая, но не очень – самая лучшая в Макарьевском районе, а после Шарьи – хорошая, но только на мостах ямки и дырки. Вот закончили привал и поехали дальше.
Дороги в Кировской области так же как и в Костромской – местами хорошие, местами нет вообще – между Котельничем и Кировом примерно 20 км дороги в процессе ремонта, а 20-30 в старом не ремонтированном состоянии. В Киров не заезжаем и берем путь на Пермь. Обед решили устроить у Белой Холуницы. Время 14-30, мы остановились заправить Саню, т.к. у него кончился бензин. Прошли уже 650 км. Думаю сегодня до 17-00 проехать еще около 300 км и встать на ночлег. Юля села за руль, а я сел писать путевые заметки и решить некоторые вопросы по работе. На ходу писать конечно не очень хорошо, но все же. Макарики просили остановиться и искупаться. Скорость движения замедлилась, т.к. пошли сплошные деревни, поселки и городки. Но тем не менее движемся, похоже сегодня 1 000 км не проедем. Завтра придется вставать раньше, чтобы доехать к вечеру до Сатки или Златоуста. Озеро, которое было не озером, а просто запрудой, оказалось с сюрпризм: когда все вылезли стали похожи на маленьких волосатых обезьян. В воде было много взвеси глины и она осела на волосах – смеху было море. Маленького Егора укусила оса! Видимо был день большой Осы! Она на него напала, я буквально полдороги пел «День Большой Осы»! Как обычно заблудились в городе… но потом выехали просто вернувшись по главной. Как оказалось объездная дорога тоже проходит мимо «озера».

Самая ужасная дорога началась после городка Омутинска или Омутнинска. Дорога напоминала дорогу от Котельнича год назад. Просто дыры в дороге – тяжелее всего было автовозу – он бедняга цеплялся за все выступы. Юля сфотографировала это чудо российских дорг. Дорога перемежалась плохая – хорошая, но скорость сильно упала и времени было уже много. Решили, чтобы не терять времени остановиться в гостинице в Афанасьево. Афанасьево – это поселок на окраине Кировской области с 400 летней историей! «Отель» нашли не сразу и он оказался как две капли воды похож на гостиннчу в Холмогорах. Назывался «Прикамье», правда, был дороже примерно в 2 раза. А так все тоже самое – второй этаж, туалет на этаже, сервис ненавязчивый…. Оставили вещи, и пошли по поселку. Зашли в магазин – там местное вятское пиво, очень напоминающее нашего костромского «Шкипера», колбаски и афанасьевский лимонад!!! Настоящий, с сахаром. Ужин в гостинице и спать. 12 часов за рулем дали о себе знать и еще дорога от Белой Холуницы до Афанасьево…. В половине гостиницы не работал свет и мы заняли взрослыми трехместный номер, а детей и Таню, как маму, привязанную к Егору отправили спать в шестиместный номер. Назавтра планируем доехать до южного Урала и провести ночь в палатках на озере Зюраткуль.

Утром дети встали ни свет, ни заря, начали просить поесть, мы умылись, и сразу съехали из этой гостеприимной гостиницы! При утреннем свете мы лучше рассмотрели «интерьер» гостиницы. Двери и стены обшарпаны, дверь в шестиместный номер не закрывалась. В целом нормальная провинциальная гостиница.

Дорога от Афанасьево до пермской области просто отличная, если бы не одно «НО» — выморозки посреди дороги! В Пермской области ведется очень большое строительство дорог и приходилось объезжать по городам, с удивлением обнаружили, что уже не 10-00, а 12-00 – время на два часа больше, я все думал по дороге «почему солнце стоит в 7-30 гораздо выше, чем когда мы выехали из Костромы. И только когда поймали радио «Альфа» в Перми – поняли, что уже много времени. Саня не завтракал, мы обещали ему в Перми, но проскочили Пермь стороной. И только за городом нашли кафе, где не только позавтракали, но и пообедали! В целом дороги нормальные! По Интернету мы должны были ехать через Сиву, но обнаружилась отличная трасса мимо неё, и мы проехали мимо. По традиции сфотографировались на въезде в Пермскую область. В Пермской области впервые встретили Ментов! Причем сразу 4 поста, они стояли на горках и ловили на обгон, на одной стороне и на второй от деревни! Потом опять перерыв, но на строящейся дороге тоже на обгон. Осталось еще примерно 400 км! Впереди Свердловская область, Башкирия и Челябинская область! Сегодня надо доехать до Сатки!

Свердловской области мы захватили всего ничего. Фото на въезде было традиционным, но его совместили с «пописать»! прошли участок быстро и проскачив поворот на Красноуфимск, заправились на Сибнефти и купили меда 0.5 литра. Потом поехали обратно на юг. Дороги свердловской области, как и Башкортостана просто отличные! Правда и на них попадаются ямки и кочки. Особенное впечатление произвел Башкортостан! Огромные поля, просто бескрайние и прямая дорога. В одной из деревень мы купили башкирского меда по 4 кг! Взяли разный, потом будем меняться. Пока разговаривали и выбирали сорт меда, прибежал муж тетеньки продавщицы и спросил что на крыше у меня, не гроб ли? Поинтересовался что за регион 44, и почему едем не через Уфу! В Месагутово мы поймали на частоте 105,8 местную радиостанцию! Национальный говор и песни – просто радость. Но особенно поразила чистота, которая была везде – на дорогах, в деревнях и поселках. Какая-то нерусская чистота, больше всего это было похоже на альпийские луга, где-нибудь в Швейцарии или Франции! В одном районе, видели свадьбу – в чистом поле стоят ворота, вдалеке шатры и сцена, около ворот тусуются молодожены и гости, мы посигналили и помахаи руками, нам ответили взаимностью. Начали уставать после 500 км. Но совершенно неожиданно въехали в челябинскую область. До Сатки доехали быстро. Накануне решили, что сначала поедем на Зюраткуль, там постоим сутки или полтора, а потом поедем в Таганай. В Сатке мы поехали как описано в Интернете, но поняв, что не понятно куда ехать в Бакалее спросили ментоа.

Один нерусской национальности сказал, что не знает, а второй обещал показать. Мы повернули назад, въехали в Сатку и поехали к трассе М5, потом повернув на Челябинск в 100 метрах повернули на Черную речку, можно было потом повернуть прямо не Магнитку. Как потом выяснилось у национального парка несколько въездов и нас проводили к проходу Магнитскому. Пропускной пункт – домик с шлагбаумом, заплатили за проезд по 40 рублей, купили карту и поехали. Дорога 13 км грейдера и мы на озере, по дороге мечтали как там будет и читали тексты из проспекта про красоты озера.
На въезде пытались узнать про то где остановиться. Проехали вдоль забора отеля и приехали к стоянке. На стоянке три датых человека сказали что мест в домиках нет, но можно попробовать встать в палатке на поляне. «Только машину оставьте на асфальте, в лес не въезжайте, мы за этим следим!» — сказали охранники. Все машины стояли на поляне, народу была толпа, все было засрано! Еле нашли место в самом дальнем углу поляну и, встав лагерем, стали готовить ужин. Первое впечатление было испорчено! Быстро стемнело, но у нас был фонарик и нам было немного светло! Завтра посмотрим, как будет день, куда пойдем и что будем смотреть!
Ночью был короткий, но резкий дождик. Утром обнаружилось полное отсутствие комаров под тентом палатки – всю ночь ворочался от тишины, только гром пару раз громыхнул и все, нет того постоянного жужжания, к которому привыкли мы в походах на север. Народу на рассвете начало прибывать. Приезжают в основном местные из Челябинской области. При свете дня все оказалось еще более загажено – кучки и кучи мусора, очистки от овощей, пластиковые бутылки и все разъезжено машинами! Детки проснулись первыми и мы с ними, с Мариной, Дашей и Андреем, пошли на озеро. Озеро, конечно красивое, гора над ним возвышается, солнце восходит, но взглянув назад приходишь в шок от количества «диких» туристов. Музыка, вопли и крики просто напрягают, когда вернулись в лагере, все уже проснулись и варили завтрак. Решили сваливать, т.к. ловить тут нечего. Найти тех, кто организует маршруты на гору мы не смогли, местные туристы приезжают сюда просто погудеть и попить… Неужели на Таганае тоже самое? Решили позавтракать, искупаться и ехать дальше.
Дорога на Таганай началась с остановки на озере, мы посмотрели его при свете дня, сфотографировались на фоне, посмотрели на живую форель в садках, нам даже дали ее покормить. Обратная дорога — 13 км показалась просто короткой. Мы «Бежали с Зюраткуля, от помоек, от «диких» туристов на островок дикой природы – Таганай.
Трасса М5 оказалась довольно неплохой, не скажу что хорошая, но без выбоин, хотя и с колейностью и впадинами. Довольно быстро долетели до Златоуста и повернув с трассы начали длинный спуска в город. Он примерно 4-5 км вниз. Город решили посмотреть на обратном пути, т.к. надо было встать на Таганае. Проехав по интуиции и по главной дороге, мы почти приехали, но что-то нас остановило — видимо мороженое и сразу спросили как проехать? Оказалось все уже рядом.

Была суббота, и Таганайское лесничество не работало. Мы встали у шлагбаума пошли выяснять про места на стоянке. На стоянке Таганай-Тревел мест не было, и нам посоветовала сторожиха обратиться к бабе вале. Но мы ее не нашли – зарегистрировались в Музее Природы, поставили машины за 60 рублей во двор лесничества и стали собирать вещи, вернее перебирать их! Рюкзаки получились довольно большие, еды правда взяли ровно на три дня, но надо было нести палатки! Ужас и это в горы. Данные о дальности были противоречивые, по одним данным идти 5 км, до тур приюта Гремучий ключ, по другим 6 км, в итоге прошли 8 км!

Отсутствие мест на стоянке несколько напрягло, но Таганай больше чем Зюраткуль, купили брошюры про Таганай и про Урал, и пошли в ГОРЫ! Вокруг тропы росли пихты – это было просто чудесно, особенно воздух, нагретый и с густым пихтовым ароматом. Чем-то напоминало баню! Мы все дышали и пытались впитать в себя этот воздух! Особенно радовалась Юля – «Я никогда не видела пихтового леса – здорово!»

Вообще все были под впечатлением Таганная, радовались каждый своему и нашему путешествию. Первый подъем нас всех очень порадовал, мы шутили и прикалывались, спуск после него тоже ничего, но вот когда мы поднимались на третий подъем, было уже тяжело, с трудом, но дошли до реки Тесьма! В лучах солнца она была очень красива, все красоты вокруг очень нас радовали и забавляли! Остановка у «Белого Ключа» была уже достаточно долгой, нам оставалось от 1,5 до 2 км до «Гремучего Ключа», где мы решили остановиться. Народу в горах, особенно на тропе было огромное количество, они сновали туда — сюда с рюкзаками и без них, но удивило то, что они все здороваются, Катя даже спросили почему? Пришлось объяснить, что у настоящих туристов так принято, но она не унималась – А вот тетя без рюкзака – значит не настоящий турист, а тоже поздоровалась!»… О Кате: Катя героически дошла с нами в первый день до места, несла рюкзак и здоровалась со всеми встречными, да и после она довольно героически ползала по горам с нами, правда было пару моментов, но о них по порядку.
После «Белого Ключа» дорога пошла всегда в гору и на 2 км нам встретились 5 «курумников» — курумник это такая россыпь каменных глыб, вытянутая вниз с горы, их еще называют «Каменными Реками». На Таганае есть и «Большая Каменная Река», но мы ее, к сожалению, видели только с высоты гор, но достаточно хорошо. По этим курумникам и пролегала тропа, мы по ним скакали, держа Катю за руку. Труднее всего было Тане – она тащила в кенгурухе Егора за спиной, Егор периодически искал на Таниной спине тити, и очень злился, когда не мог найти их там. Вообще Егора это путешествие напрягло, т.к. постоянно приходилось сидеть за спиной у матери – не побегать, не попрыгать. Два последних километра дались нелегко, особенно последний подъем, который изобиловал камнями и корнями. Курумники развлекли, но и отняли сил.

Туристические приюты на Таганае – единственное место, где можно вставать с палатками, но народ стоит везде даже там, где нельзя, никто за этим не следит, по крайне мере нам так показалось. Первый приют по маркированной «верхней» тропе — Белый Ключ. Там стояли домики, армейские палатки и были места для палаток. От него расходятся дороги на Двуглавую Сопку и на «Гремучий Ключ, куда мы пошли. Гремучий Ключ – приют поменьше, там всего два домика, в одном живут хозяева, второй сдают туриста и огромная для гор поляна под палатки, да еще две палатки сине-оранжевые. Нижний домик стоял около ручья и это нас подкупило. Руководитель, а точнее хозяин приюта – Володя, бывший турист водник, поселил нас в домике за 50 рублей с человека, но взял только со взрослых, включая Ксюху. В домике были полати, на которых разлеглись девочки и Егор, а мы с Саней и Андрюхой легли на полу. Костер перед домом, ручей за домом – просто прелесть. Мы стали жить в лесном домике на высоте примерно 800 метров над уровнем моря! В первый же вечер устроили праздничный ужин за успешное восхождение. Ночью к нам стучался какой-то чудак, потерялся в горах, сбился с тропы, говорит шел встречать рассвет с друганами… От него разило перегаром, видимо парни гуляли, я посветил ему на пихту, около которой была тропа, и он счастливый посайгачил вниз!
Утром пришел Володя, взял с нас 750 рублей и рассказал, как нам добраться до горы Круглица и что посмотреть по дороге. В планах на первый день у нас было посещение Откликного гребня и самой высокой горы Таганая – Круглицы. Мы позавтракали, собрали вещи, отнесли их в палатку в основной приют, он был под постоянным контролем, а наш домик далеко и не просматривался. Набрали с собой 4 бутылки воды, взяли хлеба и конфет и пошли в горы. По разным данным нам надо было пройти туда от 6 до 8 км и столько же обратно. Мы были налегке и не ожидали трудностей! Маршрут пролегал по склону хребта вдоль, долгих и резких подъемов и спусков не ожидалось, да и не было, курумников тоже. Довольно быстро мы дошли до развилки на туристический приют Таганай – тоже владение Володи, и двинулись вверх к Откликному гребню. Откликной назван так из-за эха, которое он рождает на крик, а внешне похож на гребень динозавра. Там на нем разбилось два самолета, один сразу после войны и один из летчиков похоронен там же. Когда мы дошли до гребня, порядком подустали. Решили подняться к подножию гребня, но получилось так, что поднялись на вершину, правда не все – я, юля, Саня, Андрей, Ксюха. Даша и Мариша поднялись к самому подножию гребня, а Таня с Егором чуть ниже ждали нас всех. Гребень произвел огромное впечатление – особенно, когда поднимаешься на вершину и открывается вид на долину между гор и на город Златоуст! Но когда мы перешли на другую строну и увидели Круглицу и Дальний Таганай — мы просто обалдели. Фотоаппарат просто не закрывался. Потом Юля сказала, что когда я ушел вверх с детьми, Саня поделился с ней своими опасениями, как опасно то, что мы делаем! Но он все-таки полез! Описать словами то, что мы видели очень трудно. Мы были на вершине мира, и для нас это было просто фантастика! Ветра, бескрайняя тайга под нами, горы вокруг и скалы на которых ты стоишь! Но впереди была Круглица!

Спуск занял некоторое время и вызвал трудности, особенно у Тани с Егором и сани, он потянул колено. При спуске я нашел кусок породы в которой были вкрапления агатов и пытался его расколоть, получилось расколоть и вытащить оттуда несколько камушков. Это положило начало всеобщей каменной лихорадке, дети набрали примерно по 500 граммов камней, и даже Юля поддалась на это! Одним из условий было то, что сами камни свои несут! Катю я уговорил камни оставить на полянке, и мы их заберем на обратном пути. Мы отдохнули и пошли дальше. Буквально через метров 200 мы вышли на небольшое плато у северной оконечности гребня. Тут стояли с десяток палаток и народ тусовался – были те, кто шел нашим курсом и те, кто шел нам навстречу. Надо сказать, что народу в выходные на Таганае достаточно много, но они как-то рассредоточены по горам и нет такого скопления, как на Зюраткуле. Мы еще раз пофотографировали гребень и пошли к Круглице. Прошли еще один отворот на приют Таганай, и вошли в зону низкорослого криволесья. Если честно, то при путешествии всегда сравниваешь места с какими-то книгами или фильмами. Таганай ассоциировался с «Властелином Колец» — Лесничество – Шир, Гремучий Ключ – Ривендейл, Гребень – горы Мории, Круглица представлялась «Одинокой» горой, Долина сказок – Итилиеном! Вот если так, то дорога до Круглицы – это Криволесье. Маленькие сосенки и березки – кривые до безобразия, завалы и малина. Малину мои все ели постоянно.

Подъем на Круглицу тоже был не из легких, но перед ней была «Долина Сказок» — это седловина между Откликным гребнем и Круглицей. Место действительно сказочное, небольшие деревца перемежаются тропинками, усыпанными кварцевым песком. Все такое компактное и миниатюрное. Дети сразу рассыпались по Долине в поисках брусники и голубики, ели всю подряд и спелую и не спелую, побродили немного и пошли в гору. Саня сдал и дошел только до подножья горы вместе с Татьяной, а наши дети, особенно удивляли Катя, марина и Даша – рванули вверх до вершины почти без остановок. На середине подъема мы увидали белку и долго «Гнались» за ней в попытках сфотографировать, но белка гораздо легче скакала по скалам, чем мы!

Вершина горы – груда камней и между ними воткнут флаг, на который навязаны сотни ленточек… Перед походом я читал, что Николай Рерих сравнивал это место с Белухой и Эльбрусом и называл местом единения или соединения с космосом. Это меня очень порадовала, т.к. первоначальным местом путешествия должен был быть Алтай и увидеть Белуху хоть из далека. Потом решили, что далеко, второе место – Приэльбрусье, но там война. И тут я оказался на горе, которая, по мнению великого человека, похожа на эти горы. Детки все радовались и сожалели, сто не взяли с собой тесемочки, чтобы повязать на флагшток. С Круглицы открывался еще более величественный вид – Откликной гребень был как на ладони и он изгибался, как будто дракон выгнул спину, за вершиной было небольшое плато, покрытое тундрой, горы Ицыл, дальний Таганай, Монблан, Юма – все были как на ладони. Увидели «Трех Братьев» — скалы-останцы посреди лесного моря, в сторону Дальнего Таганая. Говорят, с дальнего Таганая открывается еще более красивый вид, но туда 16 км! Хотелось просто посидеть наедине с природой!
Обзор был на 180 градусов! Жалко, что Саня с Таней не видели этой прелести! Спустились мы быстро, обогнали тетеньку очень толстую, она пришла с приятелями – те ушли наверх, два парня и девушка, видимо подруга девушки, за которой парни ухаживают. После спуска мы еще полазали по скалам-останцам, которые стояли у подножия. Возвращение было тяжелым. Катя начала скулить и откровенно реветь, что у неё болит нога и ее надо понести, но с трудом и грехом пополам мы дошли до приюта и начали готовить ужин! А дети, которые «устали» поскакали по камням гулять и играть! Надо отметить, что Ксюха помогала всю дорогу туда Тане, а обратно помогла мне тащить Катю!

Усталые, но довольные мы забрали вещи из приюта, расположились в домике на ночлег. Второй день на Таганае был просто потрясающим! Вечером к нам пришла в гости жена Володи – «баба Таня», Катя сразу с ней скорешилась и почти договорилась остаться с ней завтра вместо похода. «Баба Таня» предлагала оставить обоих малышей с ней и она бы их покормила сухим молочком… Очень нас напрягла и смутила детей. Порассказывала нам про дальний Таганай и предложила сходить туда – всего 16 км туда и 16 обратно — ужас! Но мы уже решили, что завтра идем на ДВУГЛАВУЮ Сопку. По нашим представлениям она должна быть проще, чем наше сегодняшнее путешествие. Саня начал стонать, и мы пообещали оставить его с «бабой Таней» — она его покормила бы молочком сухим и почитала бы ему книжки.

Ночь прошла спокойно, без происшествий. Утром позавтракали достаточно плотно, гречневой каши было много! Наелись, отнесли вещи в основной лагерь, и пошли вниз к Белому ключу. Катя пыталась остаться с Таней, но мы ей не позволили и она пошла с нами. Вниз спуск был простой, только Макаровы с Ксюхой один раз сбились с тропы в курумнике, но мы взяли рации и быстро их вернули на тропу. Они уходили свниз по камням от тропы. Отдохнув у белого Ключа внизу, мы наполнили две бутылки и направились вверх.
Сначала шел подъем из двести одной ступени, а потом дорога раздваивалась – налево к «Скаладрому» один км, вторая – к вершине «Перья», 1.75 км. Мы по совету Татьяны пошли сначала к Скаладрому. Это отвесная скала на юго-востоке Двуглавой Сопки. Подъем был просто очень трудным, мы прокляли совет, который дала нам Татьяны!!! Но, как потом оказалось, подъем на саму сопку был гораздо труднее. Подъем шел круто в гору примерно под 45 градусов. Татьяне с Егором было совсем трудно, но они поднялись. Катя стонать начала сразу, как только начался подъем, она рыдала, жаловалась на больную ногу и требовала ее понести. Ей было отказано в грубой форме. У Скалодрома была табличка памяти какого-то альпиниста, мы отдохнули и рванули дальше к вершине, по пути отдыхали еще два раза. На верху было очень солнечно, лежали какие-то металлические конструкции – это был старый телевизионный ретранслятор. Место было просто потрясающее – на самой вершине стояли огромные скалы, они были похожи на огромные перья, мы с детьми и Юлей исползали все скалы, нашли табличку памяти туриста, поднялись на самую вершину.

Катя, только что ныла, но тоже полезла в скалы и ползала по ним наравне со всеми. Макарики сидели на площадке, даже не сидели, а лежали, и только под самый конец пребывания на горе, мы их подняли и, пока дети отвлекали Егора, вытащили на скалы, полюбоваться красотами. С Двуглавой каменную реку было видно еще лучше. Она открывалась во всем своем величии и просматривалась вся. Откликной гребень был виден с другой стороны, а из-за него выглядывала Круглица. Вообще в горах виды просто потрясающие. Тайга у подножия была полосатая, просеки оставленные углежогами в хвойной Тайке в прошлом веке заросли лиственными лесами. Хвойники их сменят только лет через сто и тайга снова станет однотонной. Вот здесь удалось посидеть на самой вершине и побыть наедине с природой, горами и окружающей действительностью. Дети и девчонки ползали на соседней скале и ко мне добрались не все.
Спуск оказался еще труднее, чем подъем и мы покаялись в том, что ругали нашу советчицу в том, что нам посоветовала идти со Скалодрома. Екатерина на спуске выла беспрестанно, хотя она и скакала на скалах без отдыха и нога не болела, но на спуске она нас замучила по полной. Юля взяла Егора, и Макарики шли последними и медленно. После тяжелого спуска и мы, не дожидаясь Макаровых, пошли к Гремучему ключу. По дороге мы набрали грибов, правда первые грибы нашли по пути туда, и таскали их с собой на Сопку. Мы с Катей шли уже последние, она высосала все силы из меня, но мы нашли 5 белых. Вечером решили остаться на ночлег не в домике, а в палатке. На полу в ней было насыпано сено и валялись матрасы, мы разложили пенки и пошли готовить ужин. Между двумя палатками были оборудованы два, на скорую руку сколоченные, стола со скамейками и крышей. Праздничный ужин из грибного супа, пшеничной каши с двумя банками тушенки и чай с конфетами…. Утром решили встать пораньше, чтобы спуститься и доехать до Аркаима. Завели будильник и попросили Татьяну нас разбудить. Татьяна пришла раньше, чем прозвенел будильник. Сборы были очень быстрыми: жиденькая кашка, сбор спальников, пенок и рюкзаков. Постарались забрать все себе, хоть и не было продуктов, рюкзаки были тяжелы! Катя и Егор спали до победного, их даже пришлось будить. Утро, как и вечер накануне, было хмурым и все говорило о том, что будет дождь. Девчонки утверждали, что ночью слышали гром и видели всполохи молний. Мы тронулись в путь. Катя начала скулить быстро, пришлось взять её рюкзак. После Тесьмы идти было уже легче, стали попадаться туристы, несмотря на вторник. По совету Татьяны, отойдя от Тесьмы метров 50 мы повернули вправо с тропы и посмотрели 500-летнюю лиственницу – дерево грандиозное в три обхвата. Гром мы услышали, когда пересекли просеку. Прибавить шагу уже не было сил, и мы старались уйти до дождя. Дождь нас застал примерно в 300 метрах от машин, он просто ливанул с неба и все, мы кинулись бегом и, открыв машину, побросали рюкзаки в нее и быстро заперлись в машине. Поменяли мокрую одежду и поехали в Златоуст. По плану сегодня было посетить Златоуст, посмотреть на озеро Тургояк и музей камней в Ильменском заповеднике. Мы так быстро уезжали, что даже не отметились в лесничестве, что уехали… Ксения героически вышла на улицу и под дождем открыла нам ворота и первые и вторые. Дождь то начинался, то переставал, мы поехали по городам.
Город Златоуст назван так в честь Иоанна Златоуста – древний город металлургов. Сам город по численности жителей невелик около 220 тысяч, но по площади – большой и районы оторваны друг от друга на довольно большие расстояния. Нам надо было пополнить запасы еды и купить сувениры, от Таганая у нас осталась брошюра и бандана у Тани. «Баба Таня» с приюта нам рассказала как проехать к башне в Златоусте, около которой есть сувенирный магазин. Но видимо она плохой указатель, либо мы ничего не поняли, башню мы не нашли. Заехали в магазин, а Макаровы в аптеку. Такого магазина продуктов я не видел уже года два в Костроме, хотя нет, есть на Димитрова. Купили разных вкусностей в дорогу и с собой готовить и поехали к Миассу. Расстояние примерно 40 км, дорога просто отличная, доехали быстро, по дороге проскочили поворот на Тургояк. Подумали и решили поехать посмотреть, развернулись и поехали к озеру.