Поездка из Украины в Закавказье на авто. Июль-август 2011 года. Часть 8 (Заключительная). / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Поездка из Украины в Закавказье на авто. Июль-август 2011 года. Часть 8 (Заключительная).

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 (Заключительная)
Мой прошлогодний трип



Как и обещал в самом начале отчета, речь пойдет:

1. Прохождение границ.
2. ГАИ, ГИБДД, Полиция.
3. Манера вождения в разных странах.
4. Дороги в разных странах.
5. Мифы и предрассудки.
6. Почему стоит побывать в Закавказье.
7. Реальные опасности и как их избежать.

1. Прохождение границ. Описание моего опыта.

Актуальность: для граждан Украины, по состоянию на июль-август 2011 года.

Украинско-Российская граница. Должанский-Новошахтинск (время работы: круглосуточно).

Украинская сторона:
Виза: не требуется
Заполнение бланков: не требуется
Паспортный/вещевой контроль: да/нет- туда, да/нет- обратно
Документы водителя и на авто: гражданский паспорт (или загранпаспорт), техпаспорт
Документы пассажиров: гражданский паспорт (или загранпаспорт)
Страховка людей: не требуется
Страховка авто: автоцивилка, согласно законодательству (не проверялась)
Пошлины и дорожные сборы для авто: не требуются
Дополнительные оплаты: нет
Незапланированные расходы на границе: нет
Общее время прохождения: 0,5 часа- туда; 20 минут- обратно.
Расстояние от Харькова: 400 км.

Российская сторона:
Виза: не требуется
Заполнение бланков для людей и ТС: миграционные карты (пребывание до 3-х месяцев на территории РФ, при обязательной регистрации в течении 3-х дней, на почте или через отели), временный ввоз ТС.
Паспортный/вещевой контроль: да/да- туда, да/да- обратно
Документы водителя и на авто: техпаспорт, гражданский паспорт (или загранпаспорт)
Документы пассажиров: гражданский паспорт (или загранпаспорт)
Страховка людей: не требуется
Страховка авто: Зеленая карта для России-Молдовы-Белоруссии (210 грн. на 2 недели, 305 грн. на месяц, не проверяли, лучше оформлять единоразово, до отъезда и с запасом по датам- дешевле и экономия времени, интересовались наличием только на постах между областями)
Пошлины и дорожные сборы для авто: не требуются
Дополнительные оплаты: нет
Незапланированные расходы на границе: нет
Общее время прохождения: 0,5 часа- туда, 2 часа- обратно.
Расстояние от Харькова: 400 км.

Российско-Грузинская граница. Верхний Ларс-Казбеги (время работы: с 1 марта до 1 ноября с 6.00 до 22.00, с 1 ноября до 1 марта — с 7.00 до 19.00).

Российская сторона:
Виза: не требуется
Заполнение бланков для людей и ТС: миграционные карты (сдать), временный ввоз ТС (сдать), временный вывоз ТС (заполнить и сдать).
Паспортный/вещевой контроль: да/да- туда, да/да- обратно (выгрузка вещей, сканирование авто)
Документы водителя и на авто: техпаспорт, загранпаспорт
Документы пассажиров: загранпаспорт
Страховка людей: не требуется
Страховка авто: Зеленая карта для России-Молдовы-Белоруссии
Пошлины и дорожные сборы для авто: не требуются
Дополнительные оплаты: нет
Незапланированные расходы на границе: нет
Общее время прохождения: 3,5 часа- туда, 50 минут- обратно.
Расстояние от Харькова: 1300 км.

Грузинская сторона:
Виза: не требуется
Заполнение бланков для людей и ТС: нет
Паспортный/вещевой контроль: да/да- туда, да/нет- обратно (фото на веб камеру, осмотр содержимого багажника)
Документы водителя и на авто: техпаспорт, загранпаспорт
Документы пассажиров: загранпаспорт
Страховка авто: не требуется
Страховка людей: не требуется
Пошлины и дорожные сборы для авто: не требуются
Дополнительные оплаты: нет
Незапланированные расходы на границе: нет
Общее время прохождения: 15 минут- туда, 15 минут- обратно.
Расстояние от Харькова: 1300 км.

Грузино-Армянская граница. Садахло-Айрум (время работы: круглосуточно).

Грузинская сторона:
Виза: не требуется
Заполнение бланков для людей и ТС: нет
Паспортный/вещевой контроль: да/нет- туда, да/нет- обратно (фото на веб камеру)
Документы водителя и на авто: техпаспорт, загранпаспорт водителя
Документы пассажиров: загранпаспорт
Страховка людей: не требуется
Страховка авто: не требуется
Пошлины и дорожные сборы для авто: не требуются
Дополнительные оплаты: нет
Незапланированные расходы на границе: нет
Общее время прохождения: 15 минут- туда, 25 минут- обратно.
Расстояние от Харькова: 1600 км.

Армянская сторона:
Виза: не требуется
Заполнение бланков для людей и ТС: не требуется
Паспортный/вещевой контроль: да/да- туда, да/нет- обратно (осмотр содержимого багажника)
Документы водителя и на авто: техпаспорт, загранпаспорт водителя+ загранпаспорта всех пассажиров
Документы пассажиров: загранпаспорт
Страховка людей: не требуется
Страховка авто: 15 дней около 20 долларов США (рассчитывается в зависимости от характеристик авто и стажа вождения)
Пошлины и дорожные сборы для авто: около 70 долларов за въезд, и 20 долларов за выезд, на 2 недели. Если больше- получение письменного разрешения в МИД, г. Ереван.
Дополнительные оплаты: около 6 долларов за брокерские услуги (3 доллара- въезд, 3 доллара- выезд)
Незапланированные расходы на границе: нет
Общее время прохождения: 1 час- туда, 40 минут- обратно.
Расстояние от Харькова: 1600 км.

Армянско-Карабахский КПП: (время работы: круглосуточно)
Подробно описывать прохождение не вижу необходимости. Граница с Арменией формальная. Скажу лишь то, что сама процедура занимает 5-10 минут, не требует никаких денежных затрат от граждан Украины. Данные из техпаспорта заносятся в журнал.
В самом Степанакерте необходимо пройти регистрацию в МИДе, занимающую 20 минут. Для этого заполнить бланк формата А-4, указав всю необходимую информацию, в т.ч. о принимающей стороне, времени пребывания в стране, а так же конкретно название тех районов и мест, которые собираетесь посетить. После этого Вам выдадут регистрацию, которую нужно хранить до выезда из страны. Отдается на КПП.
На территории Карабаха действует армянская страховка. Расстояние от Харькова: 2050 км.

Заполнение бланков при въезде-выезде из РФ (по пути домой), происходит в обратной последовательности.

2.1 Работники правоохранительных структур: ГАИ, ГИБДД, Полиции (Взятки. Санкции. Штрафы).

Грузинские правоохранители:
Снова хочу напомнить об опасности предлагать взятку работникам полиции, и таможенных служб, в Грузии. Вам просто добавят в квитанцию, дополнительно, возросшую сумму штрафа, за подобную попытку «договориться». А в худшем случае- посадят в тюрьму. Такое, насколько мне известно, бывает крайне редко. Грузинская полиция, обычно, информирована о том, из какого «мира» прибывают русские и украинские автотуристы. Но это не повод для нарушения законов и правил.
Если Вас остановила полиция- сидите в машине, руки на рулевом колесе, сами подойдут и скажут что делать. Нарушили- попытайтесь договориться БЕЗ денег. Мол, руссо-украино-туристо и т.д. Это не относится к серьезным нарушениям. Без оплаты штрафа из страны не выпустят. А если нет денег, тогда выпустят, но не впустят в следующий раз.
Оплату штрафа, работники таможни, легко могут проверить по базе, через Интернет, при выезде из страны. Ваши данные, как и данные авто, находятся в базе данных полиции уже через минуту, после того, как Вы пересекли российско-грузинскую границу.
Хочу также сказать, что после войны в Южной Осетии, в 2008 году, в Грузии вышел «Закон об оккупированных территориях», в котором предусмотрены штрафы и санкции по отношению к тем, кто пересек границу в неположенном месте. Такими местами являются все КПП в Абхазии и Южной Осетии. Единственным, официально открытым, пунктом перехода является Верхний Ларс-Казбеги, который находится по Военно-Грузинской дороге. За нарушение закона предусмотрен штраф в размере превышающий 1000 долларов, или тюремное заключение. Экспериментировать я бы не стал. Слишком высоки ставки. Тем более данная авантюра, относится, по-моему, к совсем неоправданному риску.

Украинские, Армянские и Российские правоохранители:
Зачастую, с радостью помогут вам ускорить прохождение границы, за символическую плату от 5 до 15 долларов. Могут захотеть и больше- как договоритесь. Хочу напомнить, что дача взяток является уголовным делом, и преследуется по закону. Другой вопрос, что порой попадаешь в обстоятельства, когда сами блюстители закона, от «клопа» до майора, ставят такие условия: плати, или не пустим дальше. В этом случае понимаешь, что имеешь дело с системой: большим криминальным государственным аппаратом. И если в Ваши ближайшие задачи не входит начало проведения реформ, в соседней стране, а просто туризм, то, возможно, имеет смысл расстаться с сотней рублей, тем самым, сэкономив время и нервную энергию. Другим подходом является правовой подход: снимать на видеорегистратот разговор, ссылаться на законы, требовать начальство и т.д. Тоже работает. Но лично мое наблюдение и выводы выражаются в том, что польза от подобных воспитательных процедур сомнительна. Т.к. известны случаи эскалации конфликта. Кто и как действует в подобных условиях- дело сугубо личное. Считаю полемику, на этот счет, здесь неуместной. Моя задача проинформировать и предупредить. Описать возможные варианты. Этим и занимаюсь.
Все вышесказанное в больше степени относится к ситуации в Украине и России в целом, и к Кабардино-Балкарии и Северной Осетии-Алании в частности. Заметно в меньшей степени относится к Армении и совсем не относится к Грузии.
Продолжаем разговор об Украине-России. Оплату штрафа за нарушение можно осуществить на месте, в полцены от официальной суммы. И только осетинские гаишники будут пытаться доить вас, как корову по поводу и без него. Такса за проезд по территории Осетии зависит от класса машины, от вашего поведения и от того, насколько Вы понравитесь местным ГИБДДшникам. Средняя цена, на которую ориентируются водители фур и легковых авто- от 50 до 100 рублей за остановку. Таких остановок, должно быть, несколько. Даже, если «вы встали утром не с той ноги»- не больше пяти-шести. Бывает, что и не одной остановки. Или, что отпустят без оплаты. Но это редко. А вообще, в этом году услышал козырную фразу от инспектора, в поселке Чми, уже на обратном пути: «Мы у Вас деньги не берем, вот и другим не давайте. Говорите, что будете жаловаться».
В прошлом году, сразу после возвращения домой, на официальный сайт Д.А. Медведева и В.В. Путина, через специальную форму, мной было отправлено обращение, с описанием ситуации на дорогах Северного Кавказа. Суть проста. Обратить внимание на то, что обычному туристу мешают передвигаться по основным автомагистралям и склоняют к уплате взяток. Наивность и утопия? Несомненно. Более того, я убежден, что не просто при попустительстве московских властей Северный Кавказ стал местом повышенной опасности, а при полном их покровительстве. Кому-то нужна эта война, там, в Кремле. Иначе ее бы никогда не было.
Знаете, вода камень точит. Я далек от мысли, что только мое обращение могло как-то изменить ситуацию на Кавказе. Но в этом году были замечены определенные перемены, в лучшую сторону.
Начну с того, что пост на знаменитом Чми, рассадник коррупции и бандитизма, находящийся в 3-4 км. от российско-грузинской дороги, разобрали. Не увидел я привычных железобетонных блоков, разделяющих дорогу на две части, ни шлагбаума, ни инфраструктуру, обеспечивающую все условия вымогательства: здания снесены под фундамент. Вагончики убраны. Остались только горы, лучше которых, могут быть только они, если вспомнить, немного перефразировав, слова Высоцкого.
Перехожу к цифрам, статье расходов- второму важному пункту данного раздела.
В моем случае, в прошлом году, было затрачено порядка 25 долларов на дорогу туда и обратно. Все средства оставлены исключительно на территории Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, в карманах правоохранителей. В этом году- не более 15 долларов и только в Осетии. Не знаю, толи это позитивная тенденция из года в год, толи просто везение.
Как говорит восточная мудрость: если какое-то событие в Вашей жизни повторилось дважды- это случайность, если повторилось еще раз- это совпадение, а если еще и еще- это уже закономерность. Поскольку это моя вторая автомобильная поездка, то следующая должна показать обстановку еще яснее и четче.

2.2 Работники правоохранительных структур: ГАИ, ГИБДД, Полиции. Особенности поведения.

Украинские: Особенно рады машинам с российскими номерами. Не прочь подзаработать, сидят в засаде в злачных местах, ждут жертву. При нарушении (или без) выбегают из кустов, машут полосатой палкой. Делают крутой вид. Проверяют документы и страховку. Склоняют к решению вопроса на месте. Берут деньги. Цикл повторяется. Возможные вариации: тупо тормозят всех подряд и проверяют документы. Обращают внимание на страховку, запахи, исходящие от водителя, и его реакцию. Дальше, все по знакомой схеме, начиная с пункта «склоняют к решению вопроса на месте...».

Российские: Особенно рады машинам с украинскими номерами. Не прочь подзаработать. Стоят, в основном, на КПП между областями или районами. Делают очень крутой вид. Осваивают современные, фото и видео, профессии. Количество камер вдоль дорог просто заставляет почувствовать себя Томом Хенксом, на съемках крупнобюджетного фильма. Иногда останавливают за постами. Проверяют документы, страховку, содержимое багажника и документы пассажиров (в т.ч. миграционные карты).
Осетинские и некоторые кабардинские (те же российские, но отдельным пунктом): Особенно рады машинам с украинскими и московскими номерами. По кавказки улыбчивы, особенно при виде денег. Всегда и по любому поводу очень хотят подзаработать. Протирают казенную форму ремнями автоматов. Похоже, что значение профессий предприниматель и полицейский, здесь не просто тесно переплелись, а слились воедино, образовав монолит. Продают право проезда на своей территории. Не стесняются зарабатывать на водителях авто с кабардинской и осетинской регистрацией. Наслышаны про украинское сало и водку. Не стесняются задавать вопросы прямо в лоб и просить то, что хотят, называя точную сумму. Не относят это к плохой манере или наглости, а скорее к особому виду искренности. Открыто стоят на въездах и выездах в города. На постах- с калашами.

Грузинские: Особенно рады всем, кто не нарушает правила и законы. Юмор, в основном, понимают и принимают. Панибратства не приемлют, сохраняют дистанцию. Красивая форма. Красивые и прозрачные посты вдоль дорог. Дорогие машины и оборудование. Патрулируют улицы. Выписывают штрафы. Помогают туристам и всем, кто нуждается в помощи. Патрульные машины издалека отлично видны по проблесковым маячкам. В кустах или засадах не прячутся. Документы по поводу и без повода не проверяют. Не нарушили- не остановят. Остановились- могут поинтересоваться, не нужна ли помощь. Помогут в любой беде. Не вызывают абсолютно никаких негативных эмоций. Возникает ощущение четкого выполнения своих обязанностей. Особенно контрастируют с представителями соседнего, осетинского региона на российской стороне. Во взяточничестве замечены не были. Если принять во внимание не только мой, а и опыт других путешественников, то все это похоже на правду.

Армянские и Карабахские: Просто всем рады. Имеют гордый вид. Используют тактику патрулирования и подстроения к движущейся автомобильной колонне, с целью обнаружения нарушения скоростного режима, или нарушения правил разметки. В машинах установлены камеры. Все снимают на видео, через лобовое стекло. Популярны модели белого цвета Тайота Королла в Армении, и Хьюндай Элатнтра в Карабахе. Известно, что с ними можно договориться об оплате не месте, в случае нарушения правил. Прецедентов не было.

3. Водители. Манера вождения.

В Украине: Для меня привычная, в основном размеренная. Водители обгон и перестроение, зачастую, оповещают световыми сигналами. О засадах ГАИ всегда предупреждают миганием фар. На горных участках Крыма и Карпат в повороты входят четко в полосе, не пересекая разметку. В городах делятся на вечно спешащих, и еле ползущих.

В России: Примерно такая же, как и в Украине. Сплошную, а тем более двойную сплошную не пересекают даже крутые иномарки. Никто не хочет лишиться прав или платить 200-300 долларов взятку. Чем ближе к Большому Кавказскому хребту, тем больше манера вождения становится кавказской, как в Грузии и Армении.

В Грузии: Едут на высокой скорости. В Тбилиси все едут, как умеют и куда хотят. Постоянно сигналят. «Я здесь, я еду!!!»- говорят тем самым Грузины. Перестроения не показывают.
Складывалось впечатление, что в Тбилиси единственный водитель, который показывал каждый свой маневр- это я. Вскоре я перестал заниматься глупой работой- бессмысленное занятие. Постоянно из под заднего бампера выпрыгивают джигиты на машинах, и перед передним бампером подрезают вас. Это считается привычной манерой вождения. Потому, что если это расценивать как нарушение правил скоростного режима и разметки- бюджет Грузии пополнялся бы в разы быстрее и больше. Вообще, чтобы понять то, о чем здесь идет речь, нужно просто это увидеть один раз: женщины на иномарках, старики на отечественных авто, юноши, бизнесмены… Еще в первой поездке я понял, что есть только один шанс остаться живым в этом безумии- стать его частью. Как только удалось перенять стиль вождения, начал сигналить и подрезать- все стало на свои места. Украинские и российские любители экстремальных ощущений, не пожалейте несколько лари, покатайтесь на такси по Тбилиси, особенно в вечернее время. Получите массу адреналина.

В Армении и Карабахе: Еще во время моей первой поездке, меня поразило, с каким спокойствием на лице и, одновременно, концентрацией, молодой водитель маршрутки управлял ею. Я впервые увидел, как водители маршруток развлекают друг друга тем, что обгоняют своих коллег на высокой скорости. Сигналят, подают знаки руками из открытых окон. На их лицах появляется улыбка в это время. А пассажиры, почему-то, совсем не нервничают, видя все это.
Постоянно практикуется «разъезд трех машин в одной точке». Это когда водитель одной машины хочет обогнать другую, но, при этом, ждать, пока проедет встречный поток не желает. Технически это происходит следующим образом. Водители обгоняемой, и встречной машин, предупреждаются световым и/или звуковым сигналами, после чего совершается обгон. Попутно едущий, и встречный, автомобили прижимаются к правому краю. А обгоняющий автомобиль совершает свой маневр.
Следующий пункт- это техника прохождения поворотов. В левый, закрытый, поворот, входят, срезая угол, через сплошную. В правый- с предварительным заездом на встречную полосу, перед поворотом, и на такой скорости, чтобы, срезав угол своей полосы, снова выехать на встречную, но только уже за поворотом. Если в этот момент из-за поворота выезжает другая машина, тогда скорость резко снижается, и автомобиль возвращают на свою полосу. Такая манера позволяет преодолевать повороты на более высокой скорости, в сравнении с теми авто, которые следуют четко по своей полосе. При этом, как и следует ожидать, повышается смертность от несчастных случаев. Особенно, среди молодежи. Об этом говорят водители старшего поколения. Мной была перенята и эта манера вождения. Особенно, когда дорога просматривается на несколько поворотов. В Украине такое поведение расценивалось бы, другими участниками дорожного движения, как то, что водитель пьян, либо находится под воздействием психотропных веществ. В Армении и Карабахе- в порядке вещей.

4. Дороги.

Дороги Украины. Воспринимаются как издевательство над водителем, насмешка над ним и личностное оскорбление. Ростовскую трассу, на украинской стороне, с завидным постоянством, латают, по всей протяженности. Ужаснее дорог в Харькове, только линия обороны времен второй мировой войны. Сейчас, перед Евро 2012, ведется усиленный ремонт (отмывание денег) дорог в самом городе. «Потемкинская деревня» от аэропорта до стадиона Металлист, где будет проходить матч, принимает с каждым днем все более завершенный вид. Венец наглости и лицемерия городских властей. Кто-то из сатириков сказал, что мы им нужны в таком виде, чтобы, с одной стороны не умерли с голода, а с другой, чтобы смогли дойти до пунктов для голосования, когда будут проходить выборы.
Все, о грустном больше ни слова. Дальше. Что касается той же самой ростовской трассы на украинской земле. Нужно сказать, что от Харькова до Изюма дорога без ям. Дыр нет, но ощущение вибромассажа присутствует на всей протяженности, в большей или меньшей мере. В Донецкой области покрытие дороги лучше, чем в Харьковской. А сейчас, некоторые, достаточно протяженные, участки, закатывают первоклассным асфальтом. На 140 км/час скорость не ощущается. Луганская область. Чем ближе к границе, тем безлюднее места и дырявей дорога. В районе Антрацита, кое-где починили на четверку с плюсом (по пятибалльной шкале), где-то полностью поменяли дорожное полотно.

Дороги России. Только хорошие слова и эмоции. Российский участок ростовской трассы представляет собой двухполосную дорогу с ровным покрытием, и разделителем по центру. Местами ведутся ремонтные работы, в т.ч. и в сторону Владикавказа, по трассе М-29. По Ней, как раз, и рекомендуется пробираться к границе. Сами ремонтные работы, практически, не затрудняют движение автомобилей. Трафик движения машин по ростовской трассе- это некое феерическое представление, действо. Вечером можно наблюдать, как тысячи огней, непрерывным потоком, тянутся вдаль. То вверх, то вниз, извиваясь и уходя в сторону. Особенно запоминаются дороги Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Складывается впечатление, что госбюджет на строительство дорог пополняется за счет вымогателей, на этих же дорогах. Это, конечно же, не так. Но другого объяснения, на данный момент, у меня пока нет.

Дороги Грузии. Основные трассы, соединяющие север и юг, восток и запад- в отличном состоянии. Второстепенные дороги оставляют желать лучшего. Это из слов моих знакомых путешественников. Сам не видел. Участок дороги от Степанцминды (бывший Казбеги) до Гудаури, протяженность примерно 20-30 км., не асфальтирован. Отбойник, со стороны обрыва, отсутствует. Скорость движения по горным камням не превышает 30 км/час для легковых машин. Джиперы развивают и большую скорость. Автомобили с низким клиренсом передвигаются не спеша. От Гудаури до Тбилиси дорога асфальтированная и ровная. Перед Мцхетой и до Тбилиси- двухполосная автострада. Характер трассы изменяется, от извилистого горного серпантина, в районе Крестового перевала, до прямых равнинных участков, ближе к Тбилиси. Дорога, от столицы Грузии к армянской границе, без крутых спусков-подъемов и поворотов.

Дороги Армении. Основные дороги Армении в хорошем состоянии. На твердую четверку. Дорога от Армении до Карабаха- местами стиральная доска. На поворотах есть опасность вылететь в кювет, если не сбрасывать скорость. Волнистая трасса заканчивается в Нагорном Карабахе, и до столицы государства, г. Степанакерт, можно увидеть отличное полотно, протяженностью около 100 км. Второстепенные дороги Карабаха находятся в аварийном состоянии, почти, как в Харьковской области. В селах асфальтированных дорог, практически, нет. Впрочем, в Харькове, после зимы, дорог тоже, практически, нет.

5. Мифы и предрассудки.

Хочу развеять несколько распространенных мифов о том, почему «там опасно»:

Миф 1. Стреляют, или идет война.
Меньше верьте СМИ. Больше изучайте факты. Если поднять статистику рождаемости в кавказских регионах, то вопрос где идет война, а где нет, приобретает совсем иное значение. Оказывается, от самопальной водки и поголовной алкоголизации, в том числе и совсем юного, населения, в славянских странах умирает в разы больше людей, чем во время любой физической войны. А разговоры о том, что украинцы разбежались, разъехались, спрятались или эмигрировали за границу, являются очередным оболваниванием народа, причем на государственном уровне. Эмигрируют, да. Но не 5 миллионов за 8 лет. Наш современник, генерал Петров, которому, судя по всему, российские спецслужбы «помогли» расстаться с жизнь, несколько лет назад, подробно разбирает этот вопрос в своих лекциях. Как и профессор Жданов, Кривошеин и Со.
Разговоры о том, что «на Кавказе стреляют» в мирных туристов- это следующая, высосанная из пальца, лож. Другой вопрос- периодически организованные теракты на Северном Кавказе, от которых гибнут и местные и приезжие. Но вероятность оказаться в неподходящее время в неподходящем месте такая же, как и вероятность разбиться на самолете при взлете или посадке, либо улететь на серпантине в обрыв на машине. Для того, чтобы погибнуть от несчастного случая, в современном мире, даже из дома выходить не обязательно.

Миф 2. Опасно потому, что горы.
Спорить глупо. Это- факт. Горы всегда полны неожиданностей и опасности. Нужно повышать свой водительский опыт до поездки, и осторожно отрабатывать навыки безаварийного вождения в горах. Но даже это не гарантирует полной безопасности. Человеческий фактор и внешние обстоятельства никто не отменял.

Миф 3. Опасно потому, что горцы.
Да, кавказские народы более темпераментны и эмоциональны, чем славянские. Гордые и уверенные- они знаю себе цену. При всем при этом, более отзывчивых, добродушных и приветливых людей, чем кавказцы, я не встречал. Понимаю, что я молод, и у меня все еще впереди. Поговорим о другом. Давайте проведем грань межу мирным большинством и экстремистским меньшинством. Т.н. националистов, которые, по сути, фашисты, хватает в любой стране и во все времена, но теперь мы не будем их сравнивать с мирным населением. Очередной обман и провокация частично решается, за счет ограничения времени просмотра зомбоящика (телевизора). А посещение Грузии и Армении полностью разрушают стереотип о недружелюбии этих народов.
Следующий важный момент. Если у кого-то на лбу написано: «Ищу приключений. Рассмотрю любые предложения…» (лезет в приграничные районы, запрещенные для посещения МИДом, и сует нос, куда не следует в поисках журналистской наживы и сенсации), тогда неприятности, такому человеку, гарантированы. Потому, что, как известно, тот, кто ищет, всегда находит… или Его находят…
Случаев, провоцирующих конфликт, за все эти годы, ни разу не наблюдал, и сам, старался, не быть причиной недоразумений. Был свидетелем нескольких драк. Одной в центре Еревана в 2009 году, по случаю какого-то праздника. Другой- в Степанакерте. Разборка местных пацанов. И все. Самая большая, увиденная мной, «опасность», выражалась в сухом, но не грубом, ответе на какой-то мой вопрос, два года назад.

Миф 4 Плохо относятся к русскоязычному населению.
Пару раз, в Грузии, когда молодые люди слышали русскую речь, то с неохотой отвечали на наши вопросы. Это не удивительно, поскольку все еще свежи в памяти события трехлетней давности в Южной Осетии. Большинство молодежи, в Грузии, русский язык уже не изучают. Старшее поколение прекрасно говорит по-русски. Воспитанные в духе уважения и любви к соседским народам- это навсегда осталось в Них. В Армении и Карабахе, практически все, и взрослые, и дети, неплохо говорят по-русски. Вот и все, с чем пришлось столкнуться за все это время, и что запомнилось.

Миф 5. Пропадают девушки.
В памяти всплывают сцены фильма «Кавказская Пленница». «Бамбарбия киргуду!»- мой ответ всем, кто в это верит. Где еще отыщешь такую же европейскую страну, на постсоветском пространстве, как современная Грузия?
В Армении и Карабахе я, так же, не встречал никаких предпосылок или намеков на похищения. Жадность и похоть, это не прерогатива какого-то одного народа, а общечеловеческое «достояние». Местные жители говорят, что такое бывает крайне редко. Чаще всего, если родители против отношений парня и девушки, то молодые просто убегаю вместе. Но такой судьбы не пожелаешь никому- разорвать связь со своими корнями, близкими людьми.
И в заключении. Уважаемые девушки, не ходите по аулам Сванетии, другим горным районам Грузии, и вообще горам Закавказья, сами, без сопровождения парней. Это в разы повышает шансы избежать любые неприятности. Пусть все у Вас будет хорошо.

6. Почему стоит побывать в Закавказье. Коротко.

1) Ооочень гостеприимные и отзывчивые люди. Кормили, пускали переночевать, подвозили, помогали чинить авто, не брали за это деньги. И все это происходило и происходит со мной уже несколько лет подряд.
2) Ооочень много красивых, культурных, исторических и религиозных мест (сооружений).
3) Ооочень вкусная национальная кухня.
4) Древняя культура, традиции и обычаи.
5) Разнообразие туристических, велосипедных и альпинистских маршрутов (вокруг, практически, всюду горы).
6) Красивые пейзажи, природа: горы, реки, озера, водопады и т.д. Разнообразие климатических условий, со всеми вытекающими отсюда последствиями: возможность подышать свежим воздухом в горах, посредине жаркого лета, поесть вишню в конце июля, и ежевику в начале августа, а так же гранаты, персики, апельсины и мандарины.
7) Неповторимый колорит.

7. Реальные опасности и как их избежать.

Я бы разделил этот пункт на две части: а) опасность для жизни, б) опасность для имущества.
Еще раз повторю: реальной опасности для жизни я на себе не ощутил, из тех трех раз, которые довелось побывать в Закавказье.
Пусть здравый смысл подскажет каждому, что стоит делать, а чего следует опасаться. Именно некое ощущение, в каждом из нас, говорит, где реальная, а где вымышленная опасность. К объективным причинам можно отнести следующие. Я бы не стал в присутствии грузин говорить об Абхазии и Осетии. И вообще, давать какие-то оценки или прогнозы, в развитии их соседских отношений. Я бы не стал, в Карабахе или Армении, выражать свое отношение к событиям начала 90-х годов, происходящих у них, как и затрагивать тему кто прав, а кто виноват во всем этом. Я бы не стал в Северной Осетии говорить о том, «как хорошо в Грузии», потому, что в этом случае могут сделать плохо Вам, из-за банальной человеческой зависти или гнева. Чего никак допустить нельзя.
Что касается опасности для имущества, то и здесь нужна осторожность. Даже то, что в Грузии преступность сведена к минимуму, машины не воруют, а взятки чиновники не берут, вовсе не означает, что безопасность сама по себе уже обеспечена. Даже то, что в Карабахе преступности, как таковой, за последние годы никогда и не было, двери в домах и квартирах на ночь не закрывают, а из машин не вытаскивают деньги и документы, также не означает, что с вами не случится какая-то неприятность. Основные меры безопасности следует всегда соблюдать. На этом и закончу.

До встречи на дорогах Родины, уважаемые автопутешественники.

По всем интересующим вопросам ко мне можно обратиться по скайпу roman_yalovega или почте avtowork@gmail.com

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

Dimit

  • 6 сентября 2011, 17:36
мы в прошлом году там катались avtoturistu.ru/blog/otchety/1217.html
Согласен с Вами на 100% )) и про ментов, и про опасности, и про стрельбу, и поведение водителей.

+
0
+ -
avatar

RomanYalovega

  • 6 сентября 2011, 22:45
Я еще год назад прочитал Ваш отчет. Понравился)
У Вас получилась очень интересная поездка по Европе. Через пару лет, помимо Кавказа, я дозрею до Европы тоже.

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.