По Черногории на автомобиле / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!

По Черногории на автомобиле

В начале сентября 2013 года мы вдвоем с мужем путешествовали по Черногории на арендованном авто в течении 2-х недель. Живем мы в Екатеринбурге, поэтому ехать в Черногорию на своей машине не рискнули, хотя к Черноморскому побережью катались.
Мы и в этот раз собирались поехать к Черному морю, но за 2 недели до отпуска планы поменялись. Если не к нашему морю ехать, то решили на Адриатику. Выбрали Черногорию, т.к. виза не нужна, море там чистейшее.
3 года назад мы объехали всю Майорку (испанский остров в Средиземном море) на арендованном авто, нам очень понравилось. Поэтому и сейчас решили не сидеть на одном месте, а на машине поездить по стране, тем более, что валяться на пляже целыми днями скучно.
Итак, очень быстро мы купили билеты на самолет, забронировали отель, машину. Прилетели в аэропорт Тивата рано утром, а наша машина уже нас ждала возле аэропорта на стоянке. Арендовали мы ее в Еврокаре, это был Оппель с автоматикой и кондиционером.
Вот наша машинка:

Очень быстро оформили документы, погрузились и поехали в отель, следуя указаниям нашего навигатора. Отель был в пригороде города Будва, в 2 км от ближайшего пляжа JAZ. Отель Аруба 4* предназначен для автотуристов, есть стоянка на территории отеля, бассейн, теннисный корт, велосипеды бесплатно. Номер был 2-х комнатный, с большим балконом, с TV в каждой комнате, кондеем. В общем, отлично устроились.
Еда в Черногории недорогая, порции огромные, одной порцией (мясо с гарниром, салат) мы вполне наедались. Ракия с легким ароматом винограда, вина очень понравились. Поразили цены на кофе: чашечка натурального кофе стоит дешевле растворимого и дешевле чая в пакетиках!
Рыба гораздо дороже, чем мясо, курица.
С местными жителями лучше разговаривать на русском — они понимают, и их можно понять. А английский понимают далеко не все.

В этот же день мы поехали обследовать пляжи. Пляжи в Черногории разные — песчаные (пляжи Ада Бояна, Ульцина, Королевский пляж возле острова Сан-Стефан, пляж «Голубые Дали» на п/острове Луштица), мелкогалечные и крупногалечные (это все остальные пляжи).
Вода везде чистейшая, прозрачная, была достаточно теплая. Вход на пляжи был везде свободный, кроме пляжа у Сан-Стефан и пляж Плоче. Плоче мне понравился, это искусственный пляж — в скалах были вырублены террассы, сходы в море, обустроены бассейны с морской водой для взрослых и детей. Если вы не хотите купаться среди волн прибоя, то пожалуйте в бассейн!

Вот он, Плоче:

А вот бассейн для взрослых:

На галечных пляжах встречаются морские ежи, поэтому купаться надо в тапочках.

Вот еще пляжи:

Нам больше всего понравился галечный пляж в поселке Бульярица, недалеко от Петроваца — там за небольшую плату можно проехать к самой воде. Пляж этот длинный, и вдоль всего пляжа тянется грунтовая дорога (в метрах 20 от линии прибоя), вот на этой дороге и ставят машины.
С погодой нам повезло — было не очень жарко, больше +30 не было, переменная облачность, вода теплая.
Расскажу о дорогах.

Дороги в Черногории хорошие, но по одной полосе в каждую сторону. Две полосы я наблюдала лишь на подъезде к Подгорице, ну, это понятно — столица. Дороги все с хорошей разметкой, снабжены толковыми знаками. Гаишников не много, столкнулись с ними лишь один раз, и то на равнинной прямой дороге. Стояли они за кустами и ловили расслабившихся на прямой, ровной, пустой дороге водителей за превышение скорости. По всей Черногории максимальная скорость 80 км/час! За превышение штраф 40 евро!
На горных дорогах полиции нет — ей там просто негде стоять. Рекомендации дорожных знаков приходится соблюдать для собственной безопасности.
Водителей было двое. Машина вела себя хорошо, не ломалась, кондиционер в машине нам не понадобился, т.к. было не очень жарко. На Черногорских заправках можно бесплатно подкачать колеса (есть стойка с подачей сжатого воздуха, манометр), за небольшую плату пропылесосить салон. Черногорские водители в большинстве своем не лихачат, вежливые. За все время пребывания там мы не видели аварий на дорогах!
ПОБЕРЕЖЬЕ

Вдоль всего побережья Черногории от Хорватии до Албании протянулась оживленная трасса — по ней мы и передвигались от пляжа к пляжу, от городка до поселка.

Вот так выглядит побережье с этой дороги:

Самая, пожалуй, известная достопримечательность на побережье — это остров-отель Сан-Стефан:

Зевак туда не пускают, проход только для проживающих.

Это город Будва, вид с горной дороги:

А это Будва, старый город, пляж и романтический берег:

Последним пунктом посещения на побережье был остров Ада-Бояна. Это остров, намытый впадающей в море рекой Бояна, это, по сути, дельта реки. С одного берега — Черногория, а с другого — Албания. На острове все пляжи из мелкого речного песка, дно моря тоже песчаное, пологое, удобное для купания. Местность там уже плоская, дорога прямая и ровная.

Вот она, река Бояна перед слиянием с морем:

ЛУШТИЦА

После исследования побережья в юго-восточном направлении мы направились на запад, в Боко-Которский залив и полуостров Луштица.
Луштица на меня произвела удивительное впечатление! Мы собирались объехать полуостров за несколько часов, но он оказался настолько интересным, что мы вернулись домой затемно.

Луштица — это первозданные лавовые берега, волны, бьющиеся о камни, ослепительное море, ветер, почти нетронутая природа, и безлюдье!

Это старая крепость, построенная на краю полуострова, на другом берегу Боко-Которского пролива уже Хорватия, на их берегу тоже крепость, мы в бинокль рассматривали ее.
На Луштице есть лагерь любителей жить в единении с природой. Люди живут в палатках. Там на стоянке мы с удивлением обнаружили маленькую машинку Матис с Челябинскими номерами! Как она доехала с Урала до Черногории?

БОКО-КОТОРСКИЙ ЗАЛИВ

После Луштицы мы отправились в путешествие вокруг Боко-Которского залива.
Как пишут в путеводителях, залив этот — самый глубокий в Европе. по сути, это фьорд.
В залив заходят круизные корабли, останавливаются в порту Котора:

Отправились в эту поездку мы рано утром, а вернулись в 9 вечера. Проехали Котор, Доброту, Биелу, Херцег-Нови, Турско, это граница с Хорватией. Обратно вернулись в Биелу и на пароме переправились в пос. Ластва, оттуда в Тиват и в Будву.
Дорога отличная, конечно же по полосе в каждую сторону. Берега залива гористые, красивые, много отелей по берегам.
Вот фото залива:
Старая часовня:

Парусник в гавани Тивата:

Это недалеко от границы с Хорватией, виден Херцег-Нови:

На пароме:

СКАДАРСКОЕ ОЗЕРО

Затем мы отправились к Скадарскому озеру, опять же самому большому озеру в Европе!
Это озеро-заповедник, там водится много водоплавающих птиц. Треть озера находится на территории Албании.
Ехали мы к озеру из Будвы по указаниям навигатора через горы. Это было страшно! Дорога — серпантин, обрыв внизу, даже остановиться для фото было негде, да и не до того было… Хотя потом мы узнали, что можно было до Бара ехать вдоль берега, потом по тоннелю прямо к озеру. Правда, проезд по тоннелю платный.
И вот, приехали мы к озеру, на въезде местные берут неопытных туристов в оборот, предлагают покатать по озеру. Мы клюнули на это. И вот вместе с парой из России мы поплыли на лодке. Лодка с мотором, конечно, есть навес от солнца и дождя. Меня поездка не впечатлила — на Урале таких озер полно, и даже лучше.

Вот это островок с бывшей тютьмой:

Там, вдали, виден Албанский берег:

ПОДГОРИЦА
Обратно мы поехали через Подгорицу. Подгорица — столица, но столицей она стала лишь в 20 веке. А до этого столицей был город Цетине.

Подгорица меня не впечатлила — обычный современный город. Интересен мост через реку Морача, называется «мост Тысячелетия»

И памятник В.С.Высоцкому:

ЦЕТИНЕ

после Подгорицы мы возвращались домой через Цетине, но в сам город заехали позже.
Дорога из Подгорицы до Цетине отличная, ведь в Цетине до сих пор размещаются некоторые гос. учреждения и посольства.

Это министерство культуры:

Это мужской монастырь:

Вот такая погода была в Цетине:

А так мы ехали из Будвы в Цетине, в горах был туман, видимость 10 метров, но после подъема в горы туман рассеялся.

КАНЬОНЫ
После Цетине мы решили, что можно отправляться вглубь страны в горы, к каньону реки Тара — опять же, самому глубокому каньону после Гранд-Каньона в США!
Хотели еще посетить монастырь Острог, расположенный высоко в горах, но после поездки к Скадарскому озеру я решительно заявила, что с меня хватит этого экстрима…
Снова рано утром мы отправились в горы. путь проложили через Котор, после Risan сворачиваем на Ледениче, это новая дорога ведущая в Никшич. После Никшича сворачиваем на Savnik, и далее до моста через Тару.
После подъема от Боко-Которского залива в горы по серпантину, мы выехали на прекрасную прямую, ровную дорогу, проложенную по плоскогорью, и такая дорога практически была до Никшича.

Вот такое озеро «Соленое» есть недалеко от Никшича:

Никшич — промышленный город, его мы проехали, не заезжая.
Следующий город на пути был Жабляк, самый высокогорный город в Черногории. В его окрестностях есть горнолыжные трассы.

Это окрестности Жабляка, в этих домиках зимой останавливаются приехавшие покататься с гор:

Все объявления здесь о сдаче домиков дублировались на русском.

И, наконец, цель нашей поездки — арочный мост через каньон реки Тара, «мост Джурджевича»:

Возле моста всегда туристы, приезжают на экскурсионных автобусах, машинах. Есть большая бесплатная стоянка.
Конечно, есть кафешки, сувенирные ларьки. Есть там развлечение — переправа на тарзанке с одного берега на другой.

Это, собственно, каньон:

Приехали мы к мосту к обеду, т.е. ехали около 6 часов. Обратно решили ехать другой дорогой — через Мойковач, Колашин, Подгорицу, Цетине, Будва. Обратно дорога положена вдоль каньона реки Тара, а после Колашина до Подгорицы — вдоль каньона реки Морача.
Это каньон:

Пожалуй, обратная дорога была интереснее, чем дорога до каньона, т.к. пролегала вдоль рек Тара и Морача по очень живописным местам, проехали много населенных пунктов. В Мойковаче видели соленые озера, где добывают соль.
Правда, дорога обратно заняла больше времени.

Как видно по снимкам, погода в Черногории была переменчивая. По ночам шли дожди с грозами, иногда и днем был дождь. Но на побережье всегда хотя-бы полдня было солнце. Ночные тучи днем уходили к горам, и там, зацепившись за них, ожидали ночи.

Это все про наше путешествие.