Военно-историческая поездка по Европе / Отчёты об автопутешествиях / Автотуристу.РУ - автопутешествия и автотуризм: отчёты, трассы и дороги, в Европу на машине, прокладка маршрута!


Авторизация

Зарегистрироваться

Войти или Зарегистрироваться        Мобильная версия

Военно-историческая поездка по Европе

Время – июнь 2013 года
Этот маршрут был задуман мной после первой ознакомительной автомобильной поездки по Восточной Европе летом 2012 года. Тогда я посетил Венгрию, Австрию, Чехию, Словакию проездом через Украину и Беларусь. С учетом полученного опыта (положительного и не очень) и планировалась поездка на лето 2013 года.
Задача себе поставлена была следующая: осуществить поездку по интересным городам и местам западной Европы, уложиться в 20 дней, отметить свой день рождения в Цюрихе и не превысить определенный финансовый лимит. При этом обязательно посетить интересующие меня из истории места воинской славы, прежде всего русской армии.
Итак, исходя из поставленной задачи, ключевыми точками маршрута были определены: Москва — Брест — место Кунерсдорфского сражения (Польша) – Берлин – Амстердам – Ватерлоо – «линия Мажино» (Мец) – Баден-Баден – Цюрих – «Чертов мост» (Андерматт) – озеро Комо – знаменитые замки Баварии – Мюнхен – Нюрнберг – Дрезден – Варшава – Минск – Москва (около 8 тысяч км).
Транзит через Украину был сразу отвергнут как достаточно проблемный: лишний погранпереход, низкое качество дорог и наличие многочисленных вымогателей-помогателей в лице украинских таможенников, пограничников и гаишников.
Окончательно сформированный маршрут выглядел следующим образом:

Для удобства подготовки путешествия создан в Exel файл с маршрутом, сметой расходов, координатами интересующих меня мест.
Маршрут был очень внимательно проштудирован с помощью вспомогательной литературы, многочисленных интернет-ресурсов. Результатом этой работы стала целая коллекция аудиофайлов о странах, обычаях, особенностях национальной кухни, исторических событиях, особенно подробно о местах воинской славы.
Вся информация «наговорена» мною на диктофон планшета и записана в его память (на случай пеших и велосипедных экскурсий) и на «флэшку» для прослушивания на автомобильной аудиосистеме.
Как сказала моя постоянная спутница, штурман и жена Елена – это самая полезная и интересная «фишка» поездки! Да и я, хоть сам лично и озвучивал, но все-же сильно «заценил» полезность этих аудиоэкскурсий! Ведь, как оказалось, не так уж это сложно это было сделать на этапе подготовки, а какой эффект!!! А какая польза!!!
Другие этапы подготовки я упускаю, так как ничего нового не расскажу, вот только немного слов о навигации. Использовал штатную автомобильную (она бедновата – только автодороги, в городах – почти «ноль» пользы) и скачанную на семидюймовый планшет и проверенную в прошлом году очень удобную навигацию «IGO». Кроме того, дополнительно в этом году использовал приложение «MapsWithMe», которое имеет много полезных функций, в том числе GPS навигацию (но не ведет по маршруту). Хорошие карты приложения наглядно показывали маршрут, запланированные места отдыха, интересные места, места шопинга и др.
Вот и началось путешествие. Успешно проезжаем российскую и белорусскую части маршрута, и мы — в Бресте. Хоть и не хотелось повторять слов своих многочисленных коллег, но о скудном белорусском гостиничном сервисе нельзя не вспомнить с грустью…
Польша транзитом проезжается на «ура» — по автомагистрали, только знай себе оплачивай проезд на шлагбаумах (рублевой картой «Сбербанка»). Считаю все-же это недостаточно цивилизованным способом взимания дорожного сбора. К примеру, в Словакии, Чехии, Австрии и Швейцарии покупаешь наклейку (виньетку) на лобовое стекло при въезде в страну и все! Не только удобно, но и выгодно!
Первая запланированная историческая точка – село Куновице в западной Польше, место Кунерсдорфского сражения «семилетней» войны. Здесь 12 августа 1759 года русско-австрийская армия разгромила армию прусского короля Фридриха II и создала условия к занятию в последующем русскими войсками Берлина. Сам король едва не погиб (спасла золотая готовальня в нагрудном кармане) и успел дважды проинформировать Берлин: первый раз о победе (поторопился), второй раз известной фразой: «Все потеряно, спасайте двор и архивы». К моему разочарованию не нашел я на месте какого-либо мемориала или хотя бы памятной доски… Может не так искал?
Дальше дорогами Германии по бесплатным автобанам (возведенным кстати в период существования Третьего Рейха), но после приобретения обязательной экологической наклейки на лобовое стекло (бесплатно и «Forever», как сказал мастер в техцентре «Dekra»).
В Берлине из того, что заслуживает внимания, хочу отметить качественную систему парковок и широкие возможности аренды велосипедов. Самостоятельная экскурсия на «великах» запомнилась, особенно по Тиргардену. И конечно зоопарк: «Вот его плющит!»

По дороге в сторону Нидерландов посетили старинный немецкий городок Целле. Красивее ничего не видел! Как в сказке. Полюбуйтесь:







Кроме Целле успели заехать в замок Мариенбург (под Ганновером). Каков, а?:

Амстердам понравился интересной архитектурой, каналами, велосипедами, цветами, народу, правда, много! Типичным пейзажем этого города я бы выбрал вот этот снимок:

В связи с тем, что одной из целей путешествия являлось Северное море, то побывали мы в разных местах и на приливе и на отливе и, если не брать в расчет мельницы, то это самые яркие впечатления от Голландии.



А это знак на бесплатной парковке на побережье в Гааге.

И конечно же какая Голландия без мельниц! Самое интересное место с ними вблизи Роттердама (координаты 51.884253; 4.633048). Очень впечатляет! Кстати узнал, что главное предназначение у них – регулировать воду в каналах (не зерно молоть!).




Что еще запомнилось в Нидерландах? Это продвинутые дороги, развязки, мосты, шлюзы, всё рационально, даже скучновато… И теплицы, теплицы, теплицы…

Дальше дорога нас ведет к Брюсселю, а точнее к мемориалу Ватерлоо (координаты 50.679329; 4.405861). Место обязательное для посещения! Память о знаменитом последнем наполеоновском сражении, великих полководцах, офицерах и простых солдатах очень достойно увековечена мемориалом, музеем и панорамой при сохранении равного уважительного отношения к противоборствующим сторонам… Это здесь летом 1815 года на предложение английского офицера: «Храбрые французы, сдавайтесь!» последовал ответ командира императорской гвардии генерала Камбронна: «Дерьмо! Гвардия умирает, но не сдаётся!».



Впечатленные увиденным, едем через Люксембург во Францию, город Мец, многострадальную историческую столицу Лотарингии. В Люксембурге с радостью отметил сравнительную (с другими странами Европы) дешевизну бензина, сейчас уже не помню цену, но было приятно.

Кстати именно в Люксембурге долго искал привычную для русского человека заправку, ведь там практически все заправки я бы сказал «инновационные»: вставляешь пистолет в бак и кредитную карту в приемник, нажимаешь набор кнопок, заправляешься и уезжаешь! Надо будет в следующей поездке обязательно потренироваться.
Между тем пейзаж за окном постепенно меняется от урбанизированного и рационального бельгийского и нидерландского к цветочно клумбовым картинкам и яркоставневым фасадам деревенских домиков Франции.



Ну, а город Мец впечатлил и своей историей (нет другого такого города во Франции, который бы столько раз являлся добычей победителей во франко-германских войнах) и архитектурой (сочетание немецкой строгости и националистического величия и французской изысканности). Кстати вокзал (на фото — башня с часами) построен накануне первой мировой войны немцами в расчете на то, чтобы одну пехотную дивизию с техникой в течение суток загрузить на транспорт и отправить (а это с военной точки зрения очень круто даже сегодня, ведь дивизия насчитывала около 14 тыс. человек).





Дальше путь наш лежит на осмотр объектов когда-то самой знаменитой линии оборонительных сооружений 20-го столетия – линии Мажино (по имени французского министра обороны, ну прямо как у нас «военная реформа Сердюкова»). Для туристов интересующихся военной историей объект «бункер Хаттен» (координаты 48.899400; 7.968093) очень даже стоит посетить. Входной билет около 10 евро, время нужно часа два.
Здесь сохранена обстановка подземных сооружений времен второй мировой войны (боевые посты, узлы связи, спальни, кочегарки, магазины, столовые и др.) и выставлено много образцов военной техники тех времен, причем не только французской, но и немецкой и американской.



Этот объект находится на пути из Меца в немецкий Баден-Баден, в который мы и въезжаем где-то после обеда, осматриваем и следуем к месту ночевки в Капельродек (Шварцвальд). Если говорить о Баден-Бадене, то он не по моему вкусу: пафосная публика, пафосные автомобили, пафосные старички и старушки и их собачки… Но надо было посмотреть где прожигали деньги наши олигархи времен Д.Ф.Достоевского.

Отдельно хочу рассказать о месте ночевки — это семейный деревенский отель Schwarzwälder Hof (координаты 48.58501; 8.10300). Условия очень понравились: уютно, по домашнему тепло, просторно, добродушные хозяева, хороший завтрак. Тут я впервые в жизни увидел, что существует приспособление для разбивания вареных яиц (потом приобрели такое в Мюнхене). Утром узнав, что у меня день рождения, хозяин вручил бутылку шампанского! Рекомендую отель! Рядом с парковой заметил мемориал в память погибших жителей деревни в годы войны.

Как и задумывалось, едем отмечать день рождения в Цюрих. Дорога хорошая, едешь – отдыхаешь, особенно с круиз-контролем. В Швейцарии – дожди.

Для проезда по дорогам страны на ближайшей заправке приобретаем наклейку на лобовое стекло стоимостью около 40 франков (1400 рублей) на текущий календарный год (на меньший срок не бывает).
Пешие прогулки по Цюриху с одновременным шопингом несколько притомили, скорее всего, из-за массы туристов и дорогущих магазинов.


Машина тем временем отдыхала на подземной парковке. Кстати в любом городе нашего маршрута отлично работала система парковок: информационные табло вдоль дорог с указателями парковок и наличием мест на них. Стоимость часа от 1 до 1,5 евро в зависимости от удаленности от центра. Технология для нас уже привычная: при въезде на шлагбауме берешь парковочный талон, перед выездом оплачиваешь наличными в паркоматах и выезжаешь, опустив талон в автомат на шлагбауме. Платными уличными парковками (вдоль дорог) так и не пользовались.
Швейцария ошеломила качеством своих дорог (на заоблачных высотах едешь со скоростью свыше 120), ухоженностью каждого квадратного метра (как в рекламе шоколада), семейными спортивными уикендами (семьи в полном составе путешествуют на великах или пешком или лазают по горам).





Не забывая цели поездки, следуем к перевалу Сен-Готард и «Чертову мосту» (координаты 46.647341; 8.590823). Для меня это было самое незабываемое место за весь маршрут. Немногие знают, что место с мемориалом является территорией России:





Несмотря на то, что военно-политические цели швейцарского похода русской армии так и не были достигнуты (не была разгромлена французская армия маршала Массены в Швейцарии), именно за швейцарский поход указом императора Павла I Суворову А.В. присвоено звание генералиссимуса и приказано воздвигнуть памятник в Санкт-Петербурге. Не безынтересна и оценка самого Массены: «Я бы все свои победы отдал за один швейцарский поход Суворова…»
Следуем далее в Италию к озеру Комо, как раз по этой дороге шла армия Суворова из Италии в Швейцарию. Озеро замечательное, не зря здесь некоторые знаменитости типа Джорджа Клуни скупают недвижимость.
А вот и Комо:




Еще озеро знаменито тем, что в его окрестностях в апреле 1945 года местными партизанами был пойман и казнен Б.Муссолини.
Следуем дальше по территории швейцарских кантонов Тичино и Граубюнден в сторону Баварии, оставляя справа княжество Лихтенштейн, двигаясь опять же по маршруту похода Суворова, любуемся Альпами с многочисленных обустроенных смотровых площадок:

Вот мы и у очередной цели нашего путешествия у баварских замков Хоэншвангау и Нойшванштайн. Впечатления не будут полными, если вы проигнорируете пешую прогулку от одного замка к другому. Шикарные виды этих архитектурных чудес идеально вписываются в красоту местной природы. Вид с королевским озером, наверное, у меня еще долго будет служить заставкой на рабочем компьютере.






Дальше наш путь лежит в Мюнхен, Нюрнберг, Дрезден по направлению к Польше. Для меня неожиданно интересным с точки зрения истории и архитектуры показался Нюрнберг, и я обязательно когда-нибудь сюда вернусь, чтобы осмотреть город поподробнее. Одна городская крепость чего стоит! А пока ограничились осмотром, так называемого поля Цеппелина.



Дрезден – очень красивый город и история его воссоздания буквально из руин после окончания второй мировой войны не просто впечатляет, а поражает! Кстати, город был разрушен авиацией наших союзников 12-15 февраля 1945 года, т.е. через десять дней после того, как на Ялтинской конференции был отнесен к советской зоне оккупации, хотя и не был определен как цель совместных бомбардировок.





Кажется в Дрездене подсмотрели процесс сдачи пластиковой тары в магазине:

Впервые за все путешествие попали в пробку в Московской области на обратном пути. Почему там их не было?
Ну и чтобы закончить рассказ на позитиве, хочу отметить, что намеренно не останавливался на информации об отелях (кроме Шварцвальда) так как отбирал их заранее и очень тщательно, и все они в целом отвечали моим требованиям и никаких претензий высказать ну просто не могу. Ну, а если говорить о лучших, то это варшавский «Triton Park Apartments» (координаты 52.20053; 20.96651) – местоположение, удобства, дизайн, простор, парковка – все на высшем уровне (по моим, конечно, меркам) и при очень доступной цене за номер (около 1500 рублей).
Итог: поездка в очередной раз меня убедила в правильности избранного варианта туризма – автомобилем.

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
1
+ -
avatar

MVS

  • 14 февраля 2014, 19:09
С почином! Замечательное путешествие и отчет, который с удовольствием отмечаю знаком +
+
1
+ -
avatar

Клеменца

  • 12 марта 2014, 19:43
как свободно на мосту Марии) мне в свое время пришлось как следует потолкаться, чтобы сделать пару-тройку кадров) пришлось потом подняться выше и сфотографировать замок Нойшванштайн с более высокого ракруса

Внимание!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии непосредственно на сайте. Советуем Вам зарегистрироваться (это займёт 1 минуту) и получить тем самым множество привилегий на сайте!

Можно также оставить комментарий через форму "ВКонтакте" ниже, но при этом автор публикации не получит уведомление о новом комментарии.